(Продолжение)
Рабство египетское
Давайте вспомним один из самых драматичных эпизодов истории исхода евреев из египетского рабства.В рабство это они попали по воле случая. Никто их не завоевывал и с верёвкой на шее из одного места в другое не гнал. Они пришли сами. Разумеется, они не пришли к фараону и не попросились к нему в рабы. Они, гонимые голодом, явились к своему родственнику Иосифу, который был у тогдашнего фараона чем-то вроде доверенного лица (физического и юридического одновременно). Был он “...начальником в земле той”. В качестве такового он сумел накопить большие запасы хлеба, а когда пришли голодные годы, стал продавать его обратно нуждающимся землепашцам. Торговля, надо полагать, шла успешно, ибо сначала Иосиф собрал “всё серебро, какое было в земле Египетской...”, затем весь скот и вскоре довёл народ до такого процветания, что пришли они к нему и сказали (Бытие, 47:18): “ничего не осталось у нас пред сударьом нашим, кроме наших тел и земель наших”. Иосиф купил у них, что осталось, землю отдал фараону, а египетский “народ он сделал рабами от одного конца Египта до другого”.Вот под его то щедрое крыло и пришли родственники Иосифа, на которых он зла не помнил, но наоборот, “снабжал их по потребностям”. В число этих потребностей входили такие нужные в голодные годы вещи, как ослы, навьюченные лучшими произведениями Египетскими, и зерном, и хлебом, и припасами, и одеждами. А также совсем уж необходимые колесницы для детей и жён (Бытие, 45:19). Брату своему Иосиф послал в подарок 300 серебреников и пять перемен одежд, а другим родственникам пообещал дать “лучшее в земле Египетской и … тук земли (fat of the land)”.Всего в Египет вошло 70 израильтян, да так и остались там. Иммиграционная служба, надо полагать, контролировалась самим Иосифом, поэтому всякие формальности, связанные с необходимостью воссоединения семейств, прошли довольно гладко. Но, через некоторое время, власть, как говорится, переменилась. Книга Исход (1:8) сообщает, что “... восстал в Египте новый царь, который не знал Иосифа”. История говорит (Great People of the Bible and How They Lived, The Reader’s Digest Association, стр. 70), что около 1580 года до н. э. коренные жители Египта восстали против своих иностранных правителей семитского происхождения и восстановили прежнюю власть фараона, правившего южной частью Египта. Новый царь увидел, что его израильские подданные “расплодились, и размножились, и возросли и усилились чрезвычайно”. Он заподозрил их в недобрых намерениях. Фараоны вообще в массе своей не отличались крепким здоровьем. Новый правитель не был исключением. Он, вероятно, страдал от тяжкого психического заболевания, называемого паранойей. Он опасался, что народ израильский “...когда случится война, соединится с нашими неприятелями, и вооружится противу нас”. Поэтому над израильским народом были поставлены начальники, которые вместо тука земли “изнуряли его тяжкими работами”. В результате этих работ были воздвигнуты целые города Пифом и Раамзес, именуемые в книге Исход, 1:11 “городами для запасов”. Говоря современным языком, это были продуктовые базы.Рабство было непосильным бременем для израильтян. Они едва могли прокормить свои семейства, которые, к тому же, как назло, множились чрезвычайно. А что вы хотите, телевидение Владимир Зворыкин ещё не изобрёл, жизнь была скучновата по нынешним меркам, не было ни театров, ни библиотек. К тому же дети Израиля помнили грозное заклятие, сказанное некогда их прародителям: “плодитесь и размножайтесь” и не осмеливались ослушаться. Через 430 лет беспросветного рабства число израильтян, вышедших с Моисеем из земли Египетской, составляло уже не 71, а “до шестисот тысяч пеших мужчин, не считая детей” и женского полу. Если бы они продолжали оставаться в рабстве и размножаться такими же темпами, то ещё через 430 лет их число достигло бы 5 миллиардов человек. Это, конечно же, не считая женщин и детей. Но этого не произошло, так как они вовремя обрели свободу. Уже находясь на воле, израильтяне не раз вспоминали со слезами время, когда угнетатели-египтяне строго следили за тем, чтобы их рабы “...сидели у котлов с мясом и ели хлеб досыта!” и ненавистную землю поработителей, “в которой текло молоко и мёд”.