Мы давно перешагнули черту острой, хронической бедности
Стариков И. В.
Мы давно перешагнули черту острой, хронической бедности
Бывший замминистра экономики Иван Валентинович Стариков — о планах «Перекрестка» продавать еду в кредит и программе продуктовых талонов для населения.
— Крупнейший российский ритейлер X5 Retail Group и «БКС банк» запустят цифровые карты, позволяющие делать покупки в супермаркетах «Перекресток» в рассрочку с льготным периодом. Представители сети говорят, что это попытка поддержать повседневный спрос в условиях падения реальных доходов населения. Будет ли востребована в России возможность покупать еду в кредит?
— Есть экономически обоснованный показатель бедности — это расходы домашних хозяйств на продовольственную корзину. Если расходы семьи на еду превышают 35% от общего семейного бюджета, то это признак острой бедности. Здесь ситуация усугубляется тем, что с точки зрения потребительских привычек и предпочтений покупку многих товаров можно отложить, но покупку еды отложить нельзя по определению. Есть разные оценки того, сколько тратит российская семья на продукты питания. Кто-то говорит, что это 33–35% — скажем, провластные экономисты, которые не хотят нагнетать обстановку. Я склонен доверять оценкам, что мы колеблемся на уровне 46–50%. То есть мы давно перешагнули черту острой, хронической бедности.
Это порождает ряд серьезных вызовов. Первый вызов состоит в том, что после того, как семья купит продукты питания, покупку которых отложить нельзя, уплатит за ЖКХ, закроет свои самые острые надобности, например, в лекарствах, то денег не остается больше ни на что. Это ставит крест на обещаниях правительства возобновить экономический рост в условиях оживления потребительского спроса. Такого оживления не будет по одной простой причине: денег у граждан просто не остается. Отсюда вытекает феномен чисто российской бедности, когда работающие родители не могут купить новую пару ботинок для ребенка.
Про это говорила и Татьяна Голикова (вице-премьер по социальным вопросам. — Ред.) и другие представители власти. Я напомню, что, согласно майскому указу президента, одна из ключевых целей правительства — борьба с бедностью.
Х5 Retail Group — это самый крупный сетевой ритейл, который на сегодняшний день представлен магазинами «Пятерочка» (порядка 17 тысяч магазинов), «Перекресток» и «Карусель». Они занимают более 10% всего рынка продовольственного ритейла в России. Если компания с 1,5 трлн рублей годовой выручки решила продавать продукты в кредит, это говорит только о том, что у нее трезвая и объективная бизнес-стратегия. Они понимают, что рост бедности в условиях действующей политико-экономической модели будет только продолжаться.
Стратеги и аналитики X5 не верят в обещания правительства и понимают, что ситуация особо не будет улучшаться, поэтому стараются получить конкурентные преимущества. А рынок продовольственного ритейла — самый конкурентный из всех рынков. Кроме федеральных сетей («Магнит», «Лента», «Глобус») есть еще региональный ритейл, отдельные магазины, рынки и так далее. В условиях падения реальных располагаемых доходов населения надо создавать какие-то новые возможности.
Хотя, справедливости ради, год назад первую такую карту предложил «Дикси».
— Нужно ли как-то ограничивать группы товаров, которые можно будет купить в кредит в продуктовом?
— Жесткого регулирования здесь не будет. Очевидно, что люди, которые готовы покупать продукты в кредит, пусть и под небольшой процент, — это люди бедные. Они точно не будут покупать фуагра или устриц, поэтому тут избыточно дополнительное регулирование. И бюро кредитных историй как рыночный институт у нас все-таки состоялось. Прежде чем принимать решение о подписании такого кредитного договора, заемщик примет на себя какие-то обязательства в натуральном виде: например, что он будет отовариваться только или в основном в магазинах X5. Второе — мне кажется, что очень быстро, в течение года, будет сформирован вполне понятный пул предпочтений бедной части населения нашей страны в части продуктов. Это в условиях того, что сейчас магазины обязаны бесплатно раздавать просроченные продукты. Мне что-то подсказывает, что именно продукты с истекающим сроком годности попадут под категорию раздачи в виде такого продовольственного кредита.