Реформы Моралеса, которые зачастую называют «андским социализмом», сделали боливийского президента одним из самых популярных политиков в Латинской Америке. Благодаря высоким ценам на энергоресурсы, экономика Боливии за почти четырнадцать лет пребывания у власти «товарища Эво» продемонстрировала высокие темпы роста. Так, уровень бедности в стране сократился с 38 до 15%, а ВВП вырос в 4 раза. При поддержке Кубы и Венесуэлы в Боливии в кратчайшие сроки была ликвидирована неграмотность (если в 2006 году она составляла 13,3%, то в 2018 – лишь 2,4%). Кроме того, страна перестала зависеть от международных финансовых организаций, таких как пресловутый МВФ.Во внешней политике «товарищ Эво» проводил суверенистский курс, выступая единым фронтом с Кубой, Венесуэлой и Никарагуа против американского неоколониализма и попыток Вашингтона путём экономического и политического давления восстановить свою гегемонию в регионе.
Дружеские отношения связывали Эво Моралеса с Россией. Так, в Совбезе ООН представители Боливии неоднократно солидаризировались с Россией по ключевым международным вопросам. Достаточно сказать, что Боливия стала одной из 11 стран, выступивших против резолюции Генассамблеи ООН с осуждением воссоединения Крыма с Россией в марте 2014 года. Кроме того, боливийское руководство активно поддержало законного президента Венесуэлы Николаса Мадуро и блокировало все антивенесуэльские инициативы на всех международных площадках.
В июле 2019 года Моралес посетил Москву. В ходе его встречи с Владимиром Путиным был заключён целый ряд двусторонних соглашений о сотрудничестве. В частности, «Росатом» заключил с Боливией контракт на 300 миллиардов $ на строительство в Эль-Альто ядерного центра. «Газпром» принимает активное участие в разработке боливийских газовых месторождений. Также обсуждался целый ряд проектов по модернизации при участии «РЖД» боливийских железных дорог, строительстве российскими компаниями ГЭС для Боливии, участии российских компаний в разработке месторождений лития, а также закупки боливийцами российской военной техники, в частности, боевых вертолётов.
Стоит ли говорить о том, что такая политика боливийского лидера являлась серьёзным внешним раздражителем для Вашингтона? Поэтому американцы воспользовались целым рядом политических просчётов Моралеса, чтобы подготовить и мобилизовать его противников для проведения «цветного переворота».
Главный стратегический просчёт Моралеса
Прозвучавшие со стороны путчистов обвинения в адрес Моралеса в том, что он якобы попрал демократию и установил тиранию, базируются на его решении в четвёртый раз выдвинуть свою кандидатуру на пост президента. Благодаря проведённому в 2009 году изменению Конституции Мадуро получил право баллотироваться ещё на два срока. В 2016 году в Боливии был проведён референдум по вопросу о выдвижении Моралеса ещё на один президентский срок. Однако в тот момент боливийскому лидеру не удалось заручиться достаточной поддержкой населения, и большинство проголосовало против того, чтобы дать Моралесу такую возможность. Несмотря на это, Высший избирательный суд Боливии санкционировал участие «товарища Эво» в президентских выборах, что дало противникам Моралеса удобный повод для путча.
По мнению профессора Российского экономического университета имени Г.В.Плеханова Андреса Ландабасо Ангуло, ещё одной стратегической ошибкой Моралеса стало невнимание к вооружённым силам страны и их социальной роли. Если в Венесуэле проамериканский переворот провалился именно потому, что подавляющая часть национальной армии во главе с министром обороны Владимиром Падрино Лопесом поддержала законного президента Николаса Мадуро, то в Боливии недостаток внимания к вооружённым силам со стороны политического руководства привёл к тому, что в самый критический момент военное командование переметнулось на сторону противников Моралеса.«Несмотря на все самые негативные прогнозы, президент, окружённый советниками разных мастей, вплоть до явных шарлатанов, гадалок и прорицательниц из индейских племён, был уверен, что его власть в стране незыблема и непререкаема. Хотя советники из серьёзных кругов страны (со стороны университетских, предпринимательских кругов, профсоюзных и общественных организаций) указывали Эво Моралесу на рост недовольства в армии и на необходимость её укрепления и перевооружения российским вооружением, руководство Боливии неизменно отвечало: “Не время, нет условий, надо подождать и понаблюдать”», — пишет Ландабасо Ангуло.
Что дальше?
Дальнейший сценарий развития ситуации предугадать несложно. Несмотря на заявления победившей проамериканской оппозиции о проведении новых президентских выборов, вряд ли стоит сомневаться в том, что они пройдут именно так, как этого хотели бы путчисты и стоящие за ними сторонники неоколониального миропорядка. И никак иначе!