Если Спартак не стал главой Империи, а его казнили, и десятки тысяч рабов, то не удачей.
Но тут дело не в этом. Провал был сразу определен, как и любой бунт. Спартак не имел цели свергнуть императора и установить строй где рабство запрещено.
Не - не казнили, это художественный вымысел. Видимо, для пущего драматизма. Тело его так и не нашли, значит не факт, что он вообще погиб.
А вот о целях его историки спорят до сих пор:
Мнения римских историков расходятся в деталях, но сходятся в одном.
Восставшие прорвались на север, разбили консулов сначала по отдельности, а потом и вместе - у Пицен. Потом, как нож сквозь масло, Спартак прошел через армию наместника Цизальпинской Галлии Лонгина.
Войско повстанцев выросло до ста двадцати тысяч человек (правда, включая женщин и невооруженных мужчин).
Дальше, судя по всему, мнения среди руководителей восстания разделились.
Одни предлагали перейти Альпы и разойтись по домам.
Другие предлагали идти в Испанию, где с римской армией сражался неугомонный Серторий.
Третьи хотели пойти на Рим и сокрушить его.
Положение римлян усугублялось еще и тем, что в Азии его армия терпела поражения от Митридата. Создавалась иллюзия, что в такой обстановке можно будет сделать Рим сговорчивым. Но чего именно хотели добиться восставшие, мы уже не узнаем.
Вряд ли Спартак рассчитывал добиться окончательной победы над Римом, понимая, что армия из беглых рабов, пастухов и малоопытных в военном деле крестьян может бросить вызов профессиональным солдатам только на волне эмоционального подъема. Поначалу именно так и было, но как только война стала позиционной, дисциплина у повстанцев стремительно упала. Обученными легионами управлять куда проще, чем беглыми рабами, кто бы ни был у них командиром.
Позже, когда ему пришлось вернуться на юг Италии, он по слухам намеревался переправиться на Сицилию.
Идея переправиться на Сицилию была изначально стратегически порочной. Поэтому идея, что Спартак хотел переправить только часть войска, понятна. Нужно было отправить харчеваться хотя бы балласт - женщин, детей, мало способных воинов. Пускай поживут как смогут. Столь же понятно разделение войска Спартака после прорыва через вал в Южной Италии.
Что же касается теории о том, что Спартак хотел увести армию рабов в Галлию, то тут свои моменты. Не надо путать итальянские просторы с русскими. От берега Италии до Далмации два дни и одна ночь пути на лодке при среднем ветре. На веслах будет дольше, но желающие смотаться всегда могли смотаться. Никто не мог помешать отряду из Северной Италии быстрым рывком уйти в сторону современных Швейцарии, Югославии, Франции.
Войск у Рима на пути беглецов не было. А Спартаку гоняться за своими отрядами - время терять. Слухи слухами, а положение бывшего раба в отряде Спартака принципиально отличалось от положения коренного жителя юга Италии. У коренного на юге семья и дети, а раб может спокойно рвануть в любую сторону. Какая-то часть спартаковцев вполне могла уйти.
Но причины поражения восстания следует искать не только в качественном отличии войск, но и в стратегических просчетах самого Спартака.
Когда на Рим идти было можно, он ушел на север. А когда было уже поздно - повернул на юг и оказался в ловушке.
Но это не умаляет его полководческого дара. В конце концов, Ганнибал тоже проиграл римлянам войну, выиграв немало сражений.