Верно! Предпосылкой эксплуатации, т.е. присвоения результатов чужого труда собственниками средств производства является возникновение частной собственности и, соответственно, классов. Первая классовая формация — рабовладение.
При рабовладельческом строе возникают категории необходимого и прибавочного продукта, но никак не прибавочной стоимости, и тем более не прибыли! Почему? Потому, что прибавочная стоимость — это специфическая форма прибавочного продукта, присущая только капитализму. И только ему. Только капитализм предполагает найм р/с как главную форму, а не иные формы принуждения.
И отделение ремесла, и разделение земледелия и скотоводства (на которое указывал Артём) — события, конечно, политэкономически значимые. Однако к категории прибыли они никакого отношения не имеют.
В марксизме отделение ремесла (а затем города от деревни) рассматривается, как предпосылка другого события, а именно, возникновения купеческого капитала.
Купеческий капитал, по Марксу — "допотопная форма капитала" и исторически древнейшая форма его существования (т.25, ч.1, с.357). Купеческий капитал - это тот же индеец, или член племени маори, который приходит на берег с кой-каким продуктом, дабы его обменять у иностранных моряков на "дюфицыт". Первобытнообщинный фарцовщик.
В этом месте возникает кажущийся терминологический парадокс. "Капитал" вроде есть, но нет ни эксплуатации, ни прибыли. Маори люди честные! За что купил, то в племя и приносят!
Со временем купцы всё-таки начинают жулить и утаивать. Реально же богатеть они могут только с появлением полноценных золотых денег. Ракушек много не накопишь - куча у всех на виду… растащат, пока купец спит. А вот золото — его можно прятать и припрятывать: в отличие от сала, оно нэ сгорить та нэ сгниэ.
Итак, "купцы" до появления денег на самом деле не ещё купцы. Они становятся ими только тогда, когда материализованное ими богатство позволяет им обособиться в отдельную социальную группу, специализирующуюся на товарообменных операциях; как правило — в дальнем международном обмене. Купцы лишь перераспределяют прибавочный продукт, созданный рабами, крестьянами и общинниками других стран и регионов.
Купеческий капитал сыграл важнейшую роль в первоначальном накоплении капитала, открыв путь к развитию капиталистической промышленности.
Однако ни он, ны выросший на его основе торговый капитал прибавочную стоимость не создают. Они её лишь перераспределяют — как теперь говорят, "распиливают", оставляя себе немалую долю золотых опилок.
Разве. Т е прибавочной стоимости не было в Риме. Нет нет, что то тут не так.
В Риме хоть и рабовладельческий строй, но все отношения современности были.
Даже иск об упущенной выгоде, то бишь прибыли.
И прибыль была, и оборот капитала был, а значит и прибавочная стоимость была, и присвоение ее было, и товарное производство было, да не то что бы было, оно было приимущественное.
В Риме вообще все известные формы собственности были. И частная, и общественная и как модно сегодня, корпоративная и коллективная. Все.
И отношения были от обычного обмена, товарно денежных, кредитных, ипотечных, уступки прав и т д и т п.
Да некоторые вопросы частного права были разжованы доскональное чем сейчас. Ну конечно со своей рабовладельческой патриархальной спецификой.
Так что, понятия прибыли, а значит прибавочную стоимость, запихивать только в капитализм неверно.