ГНЕВНОЕ НЕГОДОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННОСТИ 



19 апреля с.г., через несколько часов после завершения прямой трансляции из ЦУП, NASA выложила на своём сайте информационный бюллетень
«NASA’s Ingenuity Mars Helicopter Succeeds in Historic First Flight». В этом документе, в частности, говорится:
Monday, NASA’s Ingenuity Mars Helicopter became the first aircraft in history to make a powered, controlled flight on another planet. The Ingenuity team at the agency’s Jet Propulsion Laboratory in Southern California confirmed the flight succeeded after receiving data from the helicopter via NASA’s Perseverance Mars rover at 6:46 a.m. EDT (3:46 a.m. PDT).Недоумение в этом заявлении вызывает описание характера полёта — фраза "powered, controlled flight".
Этот полёт был действительно
powered, т.е. осуществлялся за счёт собственной двигательной установки. Однако относительно того, что полёт Ingenuity был при этом ещё и якобы контролируемым (
controlled), есть серьёзные, принципиальные возражения.
Осмелимся утверждать, что полёт Ingenuity над Марсом был контролируем не в большей степени, чем полёт снаряда, который ещё в 1865 году Пушечный клуб Флориды запустил из пушки на Луну с экипажем из трёх человек.
Понятие
контроля подразумевает не только наблюдение за работой, но и
возможность вмешательства в неё с целью изменить скорость, направление и другие параметры движения некоего механизма.
Если водитель за рулём теряет сознание, то движение его автомобиля считается неконтролируемым.
Контролируемы экипажами и полёты самолётов "на автопилоте".
Заранее запрограммировано и управляется автоматикой движение поездов в нью-йоркском метро. Однако и здесь контроль остаётся за машинистом, который не имеет права снимать руку с датчика во время движения, иначе его состав будет автоматически остановлен, как неконтролируемый.На протяжении всего полёта Ingenuity все его системы включались, отключались и изменяли режимы своей работы
исключительно в автоматическом режиме. При этом варианты поправок на текущую ситуация также были заложены в программу, и могли задействоваться тоже исключительно в автоматическом режиме.
Основная часть работы тех, кто пришёл утром 19 апреля 2021 года в ЦУП на свои рабочие места, заключалась в проверке связи и анализе текущей телеметрии от марсианских аппаратов. Выяснили погоду; может, подправили видеокамеры на марсоходе… и на этом весь контроль закончился.
Обязанность главного лётчика 19 апреля свелась к тому, чтобы нажать кнопку запуска всей цепочки процедур… и пойти пить кофе. Ничего больше он сделать в отношении вертолёта уже не мог: сигнал туда-обратно идёт полчаса, а весь тестовый полёт, от раскрутки лопастей до их "отключения от электричества", занимал максимум полторы-две минуты.
То есть, чтобы запустить вертолёт на Марсе, не надо быть ни главным, ни даже просто лётчиком: можно и уборщицу попросить. Квалификация настоящего лётчика требовалась только в период испытаний аппарата на земле — вот на этом этапе товарисч безвариантно заслужил право нажать кнопку (если это на самом деле сделал Харальд, а не его шеф).
Отсюда понятна и некоторая неестественность атмосферы в ЦУП. По-настоящему радоваться они могли только в тот момент, когда была получена телеметрия от вертолёта.
Кстати, НАСА (см. выше) датирует этот момент 6:46 a.m. EDT (Eastern Standard Time), т.е. UTC минус 4. Московское время равно UTC+3 (если не ошибаюсь). А кстати, во сколько началась трансляция?

Но это уже отдельный вопрос, выходящий за повестку настоящего гневного негодования общественности

.