Z-поэзия как зеркало русской дури, а Тотальный Стих - рационализация русского мышления
1. Во время СВО стала популярной Z-поэзия - патриотические стихи о войне уже не только в патриотической среде, но и в официальных СМИ получают признание. При этом проводятся фестивали, организуются концерты, издаются книги и т.д. То есть, это стало важным фактором информационной войны, которая в информ-эпоху ещё важнее, чем раньше. Но при всей внешней полезности Z-поэзии всё-таки на глубинном уровне она вредна для морального состояния армии и общества. Я здесь не рассматриваю тему талантливости или бездарности таких поэтов - речь только о стиле. Кстати, талант в этом смысле является отягчающим обстоятельством - чем одарённее поэт, тем больше он влияет на умы вредностью этой поэзии.
2. Дело в том, что в основе Z-поэзии - лирика, пусть и военная, и даже фронтовая. Ведь лирика - это согласно словарям "чувствительность в переживаниях, настроениях, мягкость и тонкость эмоционального начала". Я это называю соплями - а как иначе назвать эти бесконечные Z-поэтические образы героев войны с их переживаниями, трудностями, любовью, трагической гибелью и вознесением в рай, где они продолжают борьбу за Русский мир? Общая интонация - это воинственное нытьё. Внешне мобилизующее, а подсознательно размягчающее души и их боевой настрой. Тогда как на войне нужна твёрдость духа - "душевно переживать" можно только после Победы.
3. Кроме этого, Z-поэзия крайне слаба по форме - практически никто даже не пытается соблюдать рифмы, размеры и связность сюжета. Сплошной поток плохоупорядоченного сознания - по советскому принципу "Неважно, какой специалист - лишь бы человек хороший" (это кончилось загниванием и крахом СССР). В данном случае - лишь бы содержание патриотическое, а на форму плевать. А это также подсознательно действует на армию и общество - и там, и там нет полноценного порядка.В армии несогласованность, махновщина (Пригожин, Попов и т.д.), непоследовательность, пофигизм и т.д. А в обществе вообще полный бардак в настроениях - одни за войну, другие против, третьи не определились и т.д. То есть, это "специальная военная поэзия" - по аналогии со "специальной военной операцией". Недо-войне соответствует недо-поэзия. Договорнякам с врагами соответствуют "договорняки" с русским "тяп-ляп".
4. Да, эта лирика продолжает традицию военной лирики ВОВ, которая не мешала высокой мотивации советской армии и общества. Но там была мощная государственная идеология и стальная политическая воля руководства страны. Да ещё и открытая агрессия с целью уничтожения страны и народа - это уже само по себе мобилизовало людей. Поэтому можно было писать стихи типа "Жди меня, и я вернусь" - они были как бы отдушиной в жёстком военном режиме. А сегодня такие стихи - уже не отдушина, а широко открытое окно, через которое лирический ветер выдувает остатки боевого духа. На подсознательном уровне, но тем не менее.
5. В итоге (хотя это и не главная причина) мотивация у нашей армии и общества не соответствуют важности этой войны. Для полноценной моральной мобилизации нужна совсем другая поэзия - я предлагаю Тотальный Стих как новый стиль в поэзии:
а) Стальная форма - рифмы, размеры, логика, сюжет и т.д.
б) Стальное содержание - никаких лирических соплей. Эмоции - сколько угодно, но под жёстким контролем разума - радость от успехов, ненависть к врагу, сатира в отношении недостатков и т.д. Никаких "тонких душевных переживаний", метафоричесской вычурности ради выпендрёжа и т.д.
Кстати, такое единство формы и содержания требует не только усердия, но и таланта - во избежание правильных по форме, но невзрачных по содержанию стихов, а также противоположной крайности - стихов красивых, но неупорядоченных. Тут уже нужна сила воли - способность отказаться от красивой метафоры, если она не влезает в строгие рифмы и размеры. То есть, Тотальный Стих- это труд, талант и сила воли. Аналогия - это спорт, где сильнейший выявляется при соблюдении правил (запрет на допинг и т.д.). В поэзии такими правилами должна стать жёсткая форма, а яркий стих или серый, глубокий или поверхностный, талантливый или бездарный - это уже выявляется потом.
6. В основе Тотального Стиха - Принцип наименьшего действия как общевселенский принцип оптимальности-рациональности (в рамках Развитеизма):
https://evolution-march.livejournal.com/1832679.htmlПродолжение:
https://evolution-march.livejournal.com/2492171.html