"И кто подобен народу твоему Израиль, единственному народу на земле, для которого приходил бог, чтобы приобрести его себе в народ" (2 Царств VII, 23)
Христианство и русский дух – это отнюдь не идентичные и даже не взаимопроникающие, а диаметрально противоположные, антагонистические понятия. И ещё в одном, чисто политическом отношении навредило России христианство. Вскоре после принятия его Русью, в 1054 г. произошёл раскол между православием и католичеством. Это сильно осложнило и в значительной мере обрубило отношения России с Европой, до тех пор бывшие очень тесными. Киевская Русь имела династические связи с целым рядом королевских семей Европы. Раскол уничтожил эти связи.
Отнюдь не мирным и не гладким было шествие христианства по Руси. Как пишет С. М. Соловьёв (т. 2, стр. 50-53), медленно, с большими препятствиями распространялось оно на Севере и Востоке. Первые епископы Ростовские, Фёдор и Иларион, принуждены были бежать из своих епархий от ярости язычников; преемник их, Леонтий, был убит язычниками. Из славянских племён позднее всех подчинились христианству вятичи. Во второй половине XI века ими был замучен киевопечерский монах Кукша. В 70-х годах XI века в Новгороде появился волхв, который увлёк за собой всю народную массу. Тогда как на стороне епископа остался только князь Глеб с дружиною. Везде и всюду мы видим одну и ту же картину: насаждают христианскую веру власть имущие и делают это силой, сами притом отнюдь не просвещаясь, о чём свидетельствуют примеры обоих христианских кумиров, Константина и Владимира, который по словам одного немецкого хрониста, "принял христианскую веру, но не украсил её добрыми делами".
Возможно отзвуком того сопротивления, которое оказывалось введению новой религии, служит одна из былин об Илье Муромце, рассказывающая, как знаменитый богатырь сбил однажды маковки церквей в Киеве.
Но к счастью, неглубоко ещё пустило корни на Руси христианство в первые два века своего хозяйничанья в нашей стране. Свидетельство тому – величайший памятник древнерусской литературы – "Слово о полку Игореве", вещь насквозь "языческая", в которой христианство и не ночевало, а ведь это уже конец XII века.
XIII век. Страшная трагедия татарского нашествия. Под 1223 г. русской летописи записывает: "Том же лете по грехом нашим придоша языци незнаеми, их же никто ж не весть". Есть мнение, что татары овладели Русью не без помощи христианства, парализовавшего волю народа к сопротивлению. В самом деле: раз иноземное нашествие – "кара за грехи наши", значит, не отражать нужно это нашествие, а каяться и молиться. И благодарные татары оценили оказанную им услугу: они освободили от дани православное духовенство и давали митрополитам ярлыки, охранявшие их земельные владения. А церковь честно отрабатывала свои иудины деньги, призывая народ к смирению.
Период татарского ига – самая позорная страница в истории русской православной церкви, проводившей, как мы выразились бы на современном языке, "коллаборационистскую политику". Когда в 1327 г. восстала Тверь, и после подавления восстания тверской князь Александр бежал в Псков, митрополит Феогност пригрозил псковичам отлучением от церкви, если они будут укрывать "преступника". Вот так выглядела в натуральную величину церковь, в которой до сих пор многие по недоразумению видят "вдохновительницу освободительной борьбы русского народа". Этот титул церковь самозванно присвоила себе и потом настойчивой пропагандой вбивала в головы многим поколениям.