Ныне предполагается, что неандерталец эволюционировал из Homo erectus в Европе и вымер, не способный конкурировать из пришедшим из Африки Homo sapiens. Причиной вымирания могла быть и слишком высокая специализация – неандертальцы были сотни тысяч лет приспособлены к жизни лишь в условиях ледниковой Европы. И при исчезновении мамонтов в начале голоцена (текущего межледниковья) окончательно исчезли. Хотя есть немало сведений о «снежных людях» и «волосатых леших-лесных», которые могли отчасти продолжать побочные линии этногенеза.
Вопросов для исследований остается много. Например, могло ли происходить скрещивание между Homo erectus и Homo sapiens в период их сосуществования десятки тысячелетий? Если скрещивание было, то современные европейцы имеют некоторые гены неандертальцев. Ответ получен генетиком Сванте Пэбо при изучении ДНК из египетских мумий и ДНК останков неандертальца, возрастом несколько десятков тысяч лет. ДНК древних все же была сильно фрагментирована, но удалось с помощью самого современного метода анализа ДНК – метода полимеразной цепной реакции (ПЦР) – установить нуклеотидную последовательность небольшого участка митохондриальной ДНК.
Соблюдались условия высочайшей стерильности – ученые работали в костюмах, напоминающих скафандры. Но полученные данные печалят - вымершие неандертальцы составляли отдельный, хотя и родственный человеку вид. Скорее всего, скрещивание этих двух видов было невозможно – слишком велики между ними генетические различия. Следовательно, в генофонде человека нет генов, полученных от неандертальцев.
По последовательности ДНК было оценено время существенное расхождения ветвей неандертальца и современного человека, которое составило 550–690 тыс. лет.
Все более понятно и доказывается, что многотысячелетняя история человека записана в наших генах и в наших способах действий, языке и культуре. Профессор Стэнфордского универститета (США) Лука Кавалли-Сфорца составил карты распределения частот нескольких сотен генов в европейских популяциях (он назвал эти карты “генетическими ландшафтами”) и по генетическим дистанциям между популяциями вычислил даты их разделения. Это направление исследований ныне поддерживается рядом генетиков, что требуется тщательнее учитывать и в истории Руси.
Исследование в течение 16 лет крови и других генетических данных людей позволило создать достаточно внушительный генетический атлас мира. Получилась этакая тысячестраничная книжица весом 3,4 кг. И если верить его выводам, то необходимо признать, что все люди вышли из Африки, что различия в цвете кожи - результат разницы климатических условий и что европеец на 65% состоит из азиата и на 35% - из африканца. А единственное европейское племя, произошедшее непосредственно от европейских аборигенов-кроманьонцев, живших на этой территории 15 тысяч лет назад, - баски, чьи гены отличаются от генов других европейцев. Аналогию между научным прогрессом и генетической эволюцией с помощью естественного отбора особенно подробно рассмотрел Карл Поппер (Karl Popper). Да и наряду с генетиком Л. Кавалли-Сфорца (L. L. Cavalli-Sforza), так же антропологом Ф. Клоком (F. T. Cloak) и этологом Дж. Калленом (J. M. Cullen).
Вот последние цивилизационные волны генетических миграций. Мимо них упорно проходят многие археологи, лингвисты, антропологи консервативных позиций с середины ХХ века. Все еще заметно желание притащить россиянам предков из Западной Европы или «изначальной Гипер-Бореи», от просторов Сибири или из Центральной Азии. Южная версия, поддеживаемая и данными эпоса, иногда кого-то явно не устраивает.