Я нефизик и не экономист, мне не понятно, почему при частых запусках шатлл подешевеет???
Потому что растет серийность, отработанность операций, оптом дешевле и т.п.
Стоимость пуска шатла 400-450млн$, это как складывается? Это вроде оплаты такси, повремёнка?
Стоимость шаттлов, как и много другого, складывается из постоянных и переменных расходов.
В постоянные входит зарплата всего задействованного персонала, амортизация оборудования, зданий и сооружений, расходы на хранение всего хозяйства и т.д. и т.п. Они практически не зависят от числа полетов в год. Если люди, обслуживающие шаттл простаивают из-за редких полетов, им все равно надо платить зарплату, например.
В переменные расходы входят все компаненты системы, которые надо делать под каждый полет - внешний бак (кстати, 60 млн.$), всякие одноразовые запчасти, туда же входит межполетное обслуживание шаттла (осмотр, ремонт, тестирование), переборка многоразовых твердотопливных ускорителей и пр. Эти расходы естественно зависят от числа полетов в год. Причем, чем больше полетов, тем дешевле кажный внешний бак (за штуку), дешевле запчасти, дешевле обслуживание, потому что получается конвейер, растет серийность.
Стоит шатлл или летает, бабки всё равно одинаково капают?
Конечно капают! Постоянные расходы никуда не деваются (в первом приближении, конечно).
Вот не летали шаттлы после катастрофы Коллумбии. Думаете, за это время на них ничего не потратили?
Например: если 450 млн. при один запуск в год, то, при 10 запусках в год, стоимость снизится до 45 млн?
Не на столько.
Пусть постоянные расходы равны 50 ед. (только з/п тысячам сотрудников на десятки миллионов в год тянет) и переменные 50 ед. при 4-х полетах в год. Итого (50+50)/4 = 25 ед. цена 1 полета.
Тогда при 10 полетах будет (50+(50/4)*10)/10 = 17,5 ед.
При 50 полетах, наверно потребуется больше народу, дополнительные производственные мощности и тп., поэтому постоянные издержки вырастут, допусти в 1,5 раза. Но переменные - наоборот упадут, допустим на 25% за штуку. И тогда будет (50*1,5+50/4*0,75*50)/50 = 11 ед.
Условно, конечно, но смысл именно таков. Элементарная экономика.
"Про обслуживание СОИ (в том числе возвращение на землю всяких больших лазеров с атомными реакторами) вообще молчу, вы об этом даже не догадались вспомнить..."
Ну и как, много лазеров из космоса шатл вернул?
Когда делали шаттл не знали, что СОИ свернут. Даже наши успели так испугаться, что сделали Буран ;) Точно для того же - обслуживать орбитальные боевые системы, прототипом которой был Полюс. Почитайте Буран.ру.
Но все равно шаттлы успели запустить и вернуть на ремонт несколько спутников. Никакой Сатурн так не смог бы. А потом экономическая ситуация окончательно изменилась, спутники подешевели и вообще оказалось, что на орбиты, доступные шаттлу, не так уж много чего запускают. Но заранее этого знать не могли.
"А еще открою вам секрет: шаттл на практике не может вывести 30 т груза. Вернее, по расчетам может, скорости и топлива хватит, но с таким грузом он в случае аварии на этапе выведения не сможет приземлится. Поэтому никогда его с таким грузом не запускали. Это описано на сайте Буран.ру."
Это по вашему, ещё одно доказательство выгодности шатла?
Это доказательство высосанности из пальца бергсоновских расчетов.
Сатурн не может заменить шаттл. Изначально шаттл делали таким именно потому, что существовавшие системы (в т.ч. Сатурн-5 и Аполлон) не отвечали дальнейшим планам НАСА, Пентагона и пр. Они хотели и людей пачками запускать, и орбитальную станцию хоть на 2 месяца, и спутники выводить, и обслуживать их на орбите, да еще и возвращать. Сатурн с Аполлоном этого не могли в принципе. Даже если бы он стоил в 10 раз меньше ;)
Амеры только сейчас догадались об этом, или это было ясно ещё при проектировании, что ПН больше 14 тонн не будет?
Откуда 14 т??? 25, не меньше.
Естественно, об этом знали сразу, они ж его не просто слепили, в начале наверно расчитали
ЗЫ: Мне то же частенько при входе на "Большой" вадаётся " Internal Server Error". Это значит мои посты то же неугодны здесь?
Это у всех так.