Поправки внесли после постановления КС уточнить формулировки
Отметим, поводом для для внесения поправок в закон стало постановление Конституционного суда от 21 марта 2007 года. КС вынес решение по запросу членов инициативной группы от КПРФ, пытавшейся весной 2005 года провести референдум, но получившей отказ Центризбиркома по 15 из 17 предложенных вопросов.
ЦИК посчитал, что формулировки большинства вопросов нарушают закон о референдуме, так как могут повлечь "изменение внутренних финансовых обязательств государства". Однако КС разъяснил, что ЦИК "слишком широко интерпретировал понятие бюджетных обязательств", поскольку "финансовый запрет" не распространяется на расходные обязательства "за пределами срока действия закона о федеральном бюджете". Коммунисты сочли это своей победой и пообещали инициировать новый референдум после президентских выборов 2008 года.
На принятие новых поправок в КПРФ отреагировали довольно резко. "Это издевательство и над смыслом постановления КС, и над его духом", - заявил секретарь ЦК КПРФ Вадим Соловьев. По его оценке, на референдум теперь можно будет вынести только проект новой Конституции. Первый зампред ЦК КПРФ Иван Мельников заявил, что "это выглядит смешно": "Они поменяли сроки проведения референдума - мы выбрали другие. Тогда они запретили трогать вопросы бюджета. Мы защитили право в КС. Теперь вот хотят запретить под еще более широким предлогом. Будем бороться и с этим".
Если закон будет принят, референдум потеряет смысл, предупреждает член ЦИК Евгений Колюшин: на бумаге есть, а проводить его ни по какому вопросу нельзя, ведь к органам госвласти относятся и судебная, и представительная, и исполнительная власть, т. е. все органы, кроме муниципалитетов и избиркомов.
С ним согласен специалист в области избирательного права Вадим Прохоров. "Очень сложно найти вопрос, не относящийся к компетенции органов госвласти, сейчас органы госвласти получают все больше полномочий, начиная от религиозных вопросов и кончая наступлением на местное самоуправление, так что это закон о полном запрете референдумов, что находится вполне в логике действующего режима", - уверен он.
Судья КС в отставке Тамара Морщакова заявила, что в законопроекте использована явно неудачная формулировка. "Это отступление и от решения КС, и от здравого смысла. Речь в постановлении КС шла о том, чтобы расширить круг вопросов, по которым может быть проведен референдум. Не может быть запрещено все, может быть запрещено что-то отдельно. На законодателя была возложена обязанность более четко сформулировать вопросы, которые нельзя выносить на референдум. Он этого не сделал и, наоборот, употребил формулировку гораздо более расплывчатую, чем она была", - отметила она.