Уго Чавес, избранный в 1998 году, воплощает собой разновидность независимой политики, которую США воспринимают как вызов, особенно учитывая тот факт, что Чавес дружит с Фиделем Кастро. В 2002 году Вашингтон продемонстрировал свое видение демократии, оказав поддержку военной хунте, свергшей правительство Чавеса и очень ненадолго пришедшей к власти. Однако администрация Джорджа Буша вынуждена была отступить, из-за того, что переворот вызывал протесты не только в самой Венесуэле, но и по всей Латинской Америке.
Позиции Вашингтона ослабляет кубинско-венесуэльское сотрудничество, которое год от года становится все более тесными. Обе страны фактически используют систему бартерного обмена, имеющую определенные преимущества. Например, Венесуэла поставляет на Кубу нефть по низкой цене в обмен на кубинские образовательные и медицинские программы. Благодаря этому правительство Чавеса получило возможность отправить тысячи учителей и врачей в беднейшие области страны, которыми прежние власти пренебрегали.
Совместные кубинско-венесуэльские проекты оказывают мощное воздействие на страны Карибского бассейна, где благодаря Кубе и Венесуэле развернуты доступные программы медицинского обслуживания. Кубинские врачи при поддержке поступающего из Венесуэлы финансирования обеспечивают лечение людей, которые до этого не имели никакой надежды на получение медицинской помощи.
Чавес повторно выиграл выборы и победил на референдуме, несмотря на враждебность частных телеканалов и прессы. Выборы показали, что поддержка правительства выросла за годы правления Чавеса. Многолетний латиноамериканский корреспондент «Irish Times» Хью О’Шонесси (Hugh O’ Shaughnessy) поясняет в своем репортаже: «На протяжении десятилетий нефтяная экономика Венесуэлы обогащала немногочисленную элиту, тогда как четверть населения страны систематически недоедает. 60% населения возрастом старше 59 лет вообще не имеют источников дохода. Услуги системы социального обеспечения доступны менее, чем пятой части населения. Только сейчас, при президенте Чавесе, медицина становится чем-то реальным для пораженного нищетой большинства, возникшего в богатом, но глубоко разобщенном и поэтому не функционирующем обществе. С его приходом к власти после демократических выборов, началась трансформация системы медицинского и социального обеспечения, – секторов, которые до этого финансировались настолько скудно, что какой-либо прогресс был невозможнее. Теперь многое изменилось…».
Недавно Венесуэла вступила в Mercosur, южноамериканский торговый блок. Mercosur уже включает Аргентину, Бразилию, Парагвай и Уругвай, и является региональной альтернативой так называемому Соглашению о свободной торговле, за которым стоят Соединенные Штаты.
На повестке дня в Южной Америке, как и повсюду на планете, альтернативные социальные и экономические модели. Во многом это произошло вместе со становлением беспрецедентных по своей силе и массовости народных движений, которые уже переросли национальные границы. Эти движения подчас ошибочно называют «антиглобалистскими», поскольку они выступают за глобализацию в интересах людей, но не частных инвесторов и финансовых институтов.
В этом смысле проблемы Соединенных Штатов простираются не только на Юг, но и на Север. Ведь Вашингтону все больше приходится опираться на Канаду, Венесуэлу и других не ближневосточных поставщиков нефти. Однако во взаимоотношениях с Канадой возникает все больше напряжения, порождаемого все новыми и новыми противоречиями. Одним из них явилось неприятие Вашингтоном NAFTA, к которому Канада, напротив, относится благосклонно. Джоел Бринкли (Joel Brinkley) из «The New York Times» пишет: «Теперь Канада предпринимает все больше усилий для налаживания отношений с Китаем. Как считают некоторые официальные лица, Канада может перенести значительную часть своей торговли, особенно нефть, из США в Китай».
Что и говорить, нужно иметь талант руководителей США, чтобы нажить врага в лице дружелюбной некогда Канады. Политика Вашингтона в Латинской Америке только усиливает изоляцию Соединенных Штатов. Один свежий пример. Все 14 лет подряд Генеральная Ассамблея ООН голосует против установленного США экономического эмбарго против Кубы. Голоса распределяются в пропорции 182 против 4. Голосуют «против» США, Израиль, Маршалловы острова и Палау. Микронезия воздерживается.
Перевел Виталий Атанасов