Домой она пришла сама не своя, хотела прилечь, а Димочка стал требовать, чтобы она позвала в гости соседского мальчика. Лена сказала: ты же видишь, я устала, а вы поднимете тарарам, позовешь его позже. Не привычный к отказу мальчик настаивал, плакал, топал ногами. В какой-то момент Лена потеряла над собой контроль и, схватив висевший на стуле матерчатый поясок от жакета, стегнула им сынишку, да так неудачно, что металлическая пряжка оцарапала ребенку щеку до крови… Дима зашелся в крике. Лена бросилась к нему, хотела смазать ранку йодом, но он не давался… Я не оправдываю поступка внучки, но ведь можно понять ее состояние… Просто нервы сдали.
То, что было потом, Иде Семеновне даже вспоминать страшно. Полицаи ворвались в квартиру, будто в логово террористов. На Лену мгновенно надели наручники, ее и ребенка куда-то увезли… Оказывается, соседи, услышав Димины крики, позвонили в гестапо: "русские", мол, убивают ребенка…
И закрутилась карусель. Уже месяц Лена в тюрьме. Ей инкриминируется "садистское избиение ребенка металлическим предметом".
...
- Проблема "русских" в том, что они не видят ничего особенного в таких преступлениях, какое совершила ваша подопечная, - заявила моя собеседница. - Родители их били, когда те были маленькими, теперь они избивают своих детей. Для вас это норма, а в Израиле такое варварство неприемлемо. Наша задача - научить "русских" правильно обращаться с детьми.
- Но кто вам сказал, что рукоприкладство для нас норма? Нельзя же доходить до абсурда и шлепок по попе возводить в уголовное преступление. И разве не большее варварство отрывать ребенка от родной матери, пусть даже она не всегда ведет себя терпеливо и мудро? Знаете, есть такая поговорка: от матери и плетка сладка, от чужого и малина горька…
-Это ваша, русская поговорка. У нас за плетку в тюрьму сажают, а детей определяют в семьи, где им будет лучше, чем дома. Предпочтительно - в семьи коренных израильтян. И делается это исключительно в интересах ребенка.
Продолжать беседу было бессмысленно. Социальный работник была непоколебима в своем убеждении, что в наших семьях избиение детей - обычай, а ее миссия - эту дикость искоренять.
Нельзя не изумляться тому, как живучи стереотипы коренных израильтян по отношению к "русским". Скоро два десятилетия, как мы живем бок о бок с ними, работаем рядом, общаемся, а представления о нас подчас остаются столь же фантасмагорическими, как и в начале Большой алии.
Никогда забуду первый номер газеты "Хадашот", выпущенный на русском языке в 1990 году. Одна из его рубрик называлась "Организм". В ней излагались основы строения человеческого тела. Соответствующий рисунок был снабжен стрелками, которые указывали, где у человека руки, ноги, уши, нос, глаза... Авторы рубрики были исполнены самых благих намерений – они хотели ознакомить олим хадашим ми Русия с органами, из которых "сложен" человек. Читателям доходчиво объяснялось, какая часть тела для чего предназначается. Цитирую по тексту (стилистические перлы не правлю): "Ноги - чтобы ходить, руки – хватать, рот – кушать еду". Далее шли полезные советы на каждый день. Например, новым олим сообщалось, что "руки – это надо мыть перед кушать пищу". Не обошли авторы "Организма" и понятие "пища". Читатель должен знать: ее составляют "всякие продукты – помидор, огурец, мясы".
Вот такой курс обучения… Трудно вообразить степень той дремучести, в которой подозревали нас новые соотечественники. Похоже, сударыня Фрида по сей день пребывает в том же приятном для таких как она заблуждении. Беда лишь в том, что за ее представления другим людям приходится платить непомерную цену.
...