Иудейский термин «нави» (пророк) родствен аккадскому глаголу «набу» — «говорить», «звать», «призывать». Как пишут авторы электронной еврейской энциклопедии, возможно, буквальный смысл слова «нави» (пророк) — «призванный». Согласно книге Второзаконие, Моисей говорит: «Лицем к лицу говорил Господь с вами на горе из среды огня; я же стоял между Господом и между вами в то время, дабы пересказывать вам слово Синьоры, ибо вы боялись огня и не восходили на гору» (Втор. 5:4-5). То есть, Моисей в точном смысле слова был пророком – тем, чрез слово которого Господь на-рода Израиля открывает на-роду сему Свою волю и Закон. Отсюда ясно, что пророк – посредник между Господом и на-родом Израиля, ибо только к пророку Господь Израиля обращается непосредственно, «устами к устам, и явно, а не в гаданиях» (Чис. 12:6–8). Мало того, «Господь Бог ничего не делает, не открыв Своей тайны рабам Своим, пророкам» (Амос 3:7), а посему пророк есть тот, кто для народа является посредником пред Богом и представляет Богу дела народа сего в целом и его отдельных членов, сообщает и истолковывает слово, научает народ Закону Божию, объявляет им волю Божию и указывает путь, по которому они должны идти, дабы исполнить заповеди и волю Божию, назидает и наставляет их на путь сей, и ведет их по пути сему (См.: Исх. 3:1-22; 18:14-24; Иер. 23:18; Амос 3:7-8; 1 Кор. 14:4; 14:26-31).
То есть истинный пророк, будучи избранным, призванным и поставленным Богом таковым посредником между Богом и овцами Его, в самом полном смысле слова пасет овец Божиих, то есть истинный пророк (в самом полном смысле слова) есть пастырь (пастух) овец Божиих, ибо написано: «Господь пасет мя, и ничтоже мя лишит. На месте злачне, тамо всели мя, на воде покойне воспита мя. Душу мою обрати, настави мя на стези правды…» (Пс. 22:1-3).
Что касается пророков иудейских, то пророков сих от иудейских царей, старейшин, судей, первосвященников, священников и назореев (принявших и исполняющих обет иудеев, которые иудеями почитались наравне с коhенами и первосвященниками) отличает именно то, что пророки, в отличие от них, во-первых, не в силу похоти плоти человеческой избраны и поставлены на служение свое, но избраны и поставлены Господом Израиля, а, во-вторых, слово, которое слышит и сообщает другим пророк, и путь, на который наставляет и по которому ведет пророк, и образы, нравы и дела, в которых назидает других пророк, – это образы, заповеди, слова, нравы, дела и путь, которые непосредственно открыты пророку Господом Израиля, а не те образы, нравы, дела, учение и путь, коим научен был пророк чрез кого-либо из человеков.
Отношение между пророком Синьоры Израиля и первосвященниками и, стало быть, священниками, назореями, старейшинами, судьями и царями тем более, ясно определено тем, какое отношение было установлено между Моисеем и Аароном, во-первых, и между Самуилом (1 Цар. 3:20-21) и царем Израиля (1 Цар. 8:4-22 и последующие главы). Так вот, согласно Исх. 4:15-16 и Исх. 7:1-2 Аарон – пророк пророка Моисея, а не пророк в собственном смысле этого слова. И как Аарон не больше Моисея, так и потомки Аарона – первосвященники – не больше самого Аарона, а посему первосвященники суть пастыри не сами по себе от Синьоры Израиля, но токмо чрез Моисея и при условии точного следованию слову Моисея, чрез пророков и при условии точного следования слову пророков. Точно также и цари, и старейшины, и судьи, и назореи суть пастыри на-рода Израиля не сами по себе от Синьоры Израиля, но токмо чрез Моисея и пророков, при условии точного следования слову Моисея и пророков.