наша история:
50 тысяч вооружённых бойцов, подчинённых французскому командованию, находятся на территории России. Речь о чехословацком корпусе, сформированном ещё в Российской Империи из пленных чехов и словаков (поданных Австро-Венгрии). Солдаты этого корпуса сохранили дисциплину, порядок и, самое главное, цель. У них была цель. Они были готовы воевать за независимость Чехословакии, которая была обещана им Антантой.
50 тысяч вооружённых бойцов хотят воевать за независимость собственной страны. Франции бы не помешала эта подмога. Чехословаков отправили в невероятно долгое путешествие — через всю Россию до Владивостока, а оттуда — во Францию через побережье Азии и Африки. В Пензе Сталин договаривается с представителями ЧНС:
"Чехословаки продвигаются не как боевые единицы, а как группа свободных граждан, берущих с собой известное количество оружия для своей самозащиты от покушений со стороны контрреволюционеров… Совет народных комиссаров готов оказать им всякое содействие на территории России при условии их честной и искренней лояльности… В каждом эшелоне оставить для собственной охраны вооружённую роту численностью в 168 человек, включая унтер-офицеров, и один пулемёт, на каждую винтовку 300, на пулемет 1200 зарядов. Все остальные винтовки и пулемёты, все орудия должны быть сданы русскому правительству в руки особой комиссии в Пензе, состоящей из трёх представителей чехословацкого войска и трёх представителей советской власти…"
Казалось бы, всё хорошо: чехословаки сами сдали часть оружия и покидают Россию. Вот только пропускная способность транссибирской магистрали была весьма ограничена. На Дальнем Востоке содержалось большое количество немецких военнопленных, которые позже должны были быть возвращены в Германию. Немецкое правительство потребовало, чтобы этих пленных немедленно перевезли с Дальнего Востокаю. Чехословацкие эшелоны встали.
Тысячи немецких и австро-венгерских военнопленных едут навстречу чехословакам и неизбежно с ними пересекаются.
В Челябинске один из пленных (то ли венгр, то ли немец) бросает кочергу в эшелон, где находятся чехословаки, чем убивает одного бойца. Чехословаки в ответ на это останавливают поезд, находят человека, который (по их мнению) это сделал и... поднимают его на штыки.
Местный совет арестовал 10 подозреваемых в самосуде чехов. Но всего через сутки чехословацкий корпус вошёл в город, освободил своих товарищей, захватил около трёх тысяч винтовок и артиллерийскую батарею.
Ситуация невероятно горячая. Внутри чехословацкого корпуса пока ещё преобладает мнение, что нужно как можно быстрее покинуть Россию. Однако есть и те, кто не против поучаствовать в назревающей гражданской войне. Нужно как можно быстрее вывезти их из страны, пока настроения внутри корпуса не изменились!
И тут в дело вступает товарищ Троцкий потребовавший насильно разоружить 50 тысяч чехословаков под угрозой смертной казни. У большевиков никакой силы, которая могла бы осуществить разоружение, просто нет. Несмотря на это, Троцкий издаёт телеграмму следующего содержания:
" …Все советы по железной дороге обязаны под страхом тяжкой ответственности разоружить чехословаков. Каждый чехословак, который будет найден вооружённым на железнодорожных линиях, должен быть расстрелян на месте; каждый эшелон, в котором окажется хотя бы один вооружённый, должен быть выгружен из вагонов и заключен в лагерь для военнопленных. Местные военные комиссариаты обязуются немедленно выполнить этот приказ, всякое промедление будет равносильно измене и обрушит на виновных суровую кару. Одновременно посылаю в тыл чехословацким эшелонам надёжные силы, которым поручено проучить неповинующихся. С честными чехословаками, которые сдадут оружие и подчинятся Советской власти, поступить как с братьями и оказать им всяческую поддержку. Всем железнодорожникам сообщается, что ни один вагон с чехословаками не должен продвинуться на восток…
Народный комиссар по военным делам Л. Троцкий. "
Когда же у товарища Троцкого спросили, а какими силами нужно осуществить разоружение, тот ответил, что вообще-то приказы издаются не для того, чтобы их обсуждать. В итоге, после нескольких кровопролитных попыток разоружить чехословаков, те разгромили ряд городов (по воспоминаниям многих белоэмигрантов, чехословаки действовали как ландскнехты, которым дали на разграбление город). Всего за неделю после телеграммы Троцкого большевики лишились власти над Омском, Челябинском, Пензой, Новониколаевском, Мариинском, Нижнеуденском, Канском и Самарой. А всего через месяц белочехи (как их уже можно называть) дошли до Владивостока, установив свой контроль и над этим городом.
Именно с этого момента начинается полномасштабная гражданская война. Восстание чехословацкого корпуса — это не искра, а факел с канистрой бензина, которые разожгли огонь. В этом огне России предстоит гореть следующие 4 года...