Украинцы чуть не устроили второй Чернобыль.
http://realt.ua/Statti/0_Index.php?idn=46962&idr=524288&_title=%DF%E4%E5%F0%ED%E0%FF+%E1%E5%E7%EE%EF%E0%F1%ED%EE%F1%F2%FC+%D3%EA%F0%E0%E8%ED%FB.+%D3%F0%EE%E2%E5%ED%FC+%AB0%BB.%27Ядерная безопасность Украины. Уровень «0».Главный госинспектор Украины по ядерной безопасности Михаил Гашев:
«Плохо то, что в НАЭК «Енергоатом» не работает система обратной связи, идёт повторяемость нарушений…
за сентябрь-октябрь у нас резко увеличилось количество нарушений»
Трудно поверить, но это так: руководство ядерной отрасли страны, пережившей Чернобыль, до сих пор не только демонстрируют наплевательское отношение к безопасности, но и тщательно скрывает реальную информацию о происшествиях на ядерных блоках. А всё потому, что поставки оборудования для ремонтов всех 15-ти энергоблоков украинских АЭС – уж очень привлекательный коррупционный бизнес. Доступ к нему открыт исключительно теми и тем, кто в «откатах», взятках и махинациях понимает больше, чем в безопасности ядерных реакторов.
Свидетельство тому – происшествие на 3-м блоке Ровенской АЭС (далее – РАЭС-3) 22 сентября 2009 года. Интересно, что его технология уж очень напоминала аварию на американской АЭС «ТриМайл Айленд» в Пенсильвании 28 марта 1979 года. Она считалась крупнейшей в истории мировой ядерной энергетики до Чернобыля.Главный госинспектор Украины по ядерной безопасности М. Гашев:
«… спасло нас, по сути, то, что не было радиационных последствий; то, что на реакторах ВВЭР есть надёжная защитная оболочка, которая удерживает всё внутри её…»
Итог: всё оборудование первого контура - парогенераторы, насосы, трубопроводы, кабели, задвижки, реактор - были загрязнены бором. Кроме того, металл самого реактора получил термический шок от колоссальной разницы температур холодной борной воды и горячего оборудования...
... персонал сразу нескольких украинских АЭС и подразделений «Атомремонтсервис», «Атомэнергомаш», «Атомкоплект» и Аварийно-технического центра заняты ликвидацией последствий аварии уже второй месяц. При этом люди, очищая гермозону от воды первого контура, получили внеплановые дозовые нагрузки и уже ощутили на себе последствия испарений борной кислоты. Сотрудник РАЭС, чьи подчинённые непосредственно работали в гермозоне оболочки реактора, рассказал «Левому берегу» на условиях анонимности: «фактически, у всех в горле першило и многие пошли на больничный. Иммунитет подсаживался после этого бора, хотя не знаем, как он дальше будет действовать…»Главный госинспектор Украины по ядерной безопасности М. Гашев:
«… активность теплоносителя там была 10 в минус пятой кюри - это несколько тысяч по бета. Конечно, теперь отмыть, дезактивировать его до того состояния, которое было до нарушения, уже невозможно»
В сухом остатке: многомиллонные потери от внепланового ремонта и перепростоя 3-го блока накануне зимы (он должен был быть подключен к энергосистеме страны ещё в конце сентября - авт.), незапланированные дозы облучения персонала, удар по доверию к атомной энергетике.
А всё из-за того, что в том самом предохранительном клапане немецкой фирмы «Sempell AG» компенсатора давления во время планового ремонта была использованы не оригинальная, а отечественная запчасть - золотник. И заключение немецких специалистов чётко это подтверждает - он сделан не тех размеров, не из того сплава и без хромирования. Ещё 8 октября этого года председатель ГКЯРУ Елена Николайчук направила в адрес первого вице-премьера Турчинова и Минтопэнерго докладную записку по поводу систематического невыполнения НАЭК «Энергоатом» правительственной Концепции повышения безопасности энергоблоков на АЭС.
По мнению регулятора, все сроки выполнения запланированных мероприятий сорваны, обоснованная логичная техническая политика высшего руководства НАЭК отсутствует, само оно попросту бездействует, культура безопасности на нижайшем уровне.