«Дух, - говорит Гегель, - имеет своей предпосылкой природу…». Однако, добавляет Гегель, дух является истиной природы, «и тем самым абсолютно первым в отношении её» (Энциклопедия философских наук. М.,1977, т.3,с.15). Что касается материи, то Гегель говорит, что материя «всеобщая основа всех формообразований природы…существует вне нашего духа…» (там же, с.16). К.Маркс никакого спора по поводу того, что природа есть предпосылка духа и что материя существует вне нашего духа, - никакого спора против этого Маркс не заводил. Только, как всем известно, в основание своего миропонимания первым положил материю, из которой происходят, как говорил Гегель, все существующие формообразования природы.
Что здесь из русского, а что из «нерусского миропонимания» пусть нам объяснит, кто может! Только абсолютным в таком миропонимании является движение всех формообразований материи, а в этом движении возникновение и уничтожение связей и отношений этих формообразований, возникновение и уничтожение самих этих формообразований, как в природе, так и в человеческом обществе. В основе последнего лежит материальное производство со своими связями и отношениями. «Главная материальная основа неизбежного наступления социализма состоит в обобществлении производства». (Программа КПРФ М.,с.8). Производство все боле обобществляется, труд становится всё более общественным, а связи и отношения остаются приспособленными к частному присвоению, распределению не по труду, т.е. сохраняются еще возникшие ранее необходимые производству общественные классы людей. В соответствии с каким миропониманием нам, нашему производству потребовался класс людей принимающий участие в присвоении совсем не по труду. И на это теперь безучастно созерцают массы, трудом которых созданы эти средства производства. «Коммунизм отрицает необходимость существования классов». (К.Маркс). Кто же сможет преобразовать эти связи и отношения, которые нам не подходят? – «Движущей силой этого процесса, - отмечает Программа КПРФ, - был и остается человек труда, рабочий класс».
Что касается сознания, Гегель говорит, что «сознание проявляет свою независимость от материала ощущения (т.е. от материи – В.Ш.) тем, что оно из формы единичности поднимает его до формы всеобщности и, опуская всё чисто случайное и безразличное, удерживает в нем только существенное…» (там же, с.127).
Так, следовательно, образуется классовое сознание в классовом обществе. Для эксплуатирующего класса существенно одно, для эксплуатируемого, а у нас еще и экспроприированного, т.е. лишенного средств производства мошенническим образом, да ещё с опорой на «партийную дисциплину» (троцкистскую, по Сталину), существенным знанием и пониманием становится совсем другое. Так образуются и классовые организации, и политические партии, ведущие к политическому господству свой класс.
Однако сознание, разъясняет далее Гегель, «может дойти до произвольного и недействительного, может создавать представления, не имеющие никакой соответствующей им действительности» (там же, с.128. Подчеркнуто мной – В.Ш.).
Так предупреждал нас Гегель.
Годятся ли эти законы русскому? Пусть на этот вопрос ответит В.С.Никитин. К.Маркс же сказал, что практика является критерием истинности нашего сознания, классового, в том числе, и коммунистического тоже. Вот и доказывали в классовой борьбе и социалистическом строительстве посюсторонность своего мышления, будучи неизменно на службе рабочему классу, и Маркс, и Ленин, и Сталин, разрабатывая его, рабочего класса, идеологию. То, что с помощью своей методологии доказывает и демонстрирует нам В.С.Никитин, не берусь характеризовать.
х х х
Стоит ли в данном случае далее рассматривать содержание категорий теоретического мышления В.С.Никитина. В общем, здесь прослеживается какая-то созвучность с таким высказыванием, что в России такая гипотеза, как марксизм «долго не могла найти своего места, воспринималась с трудом, ибо противоречила всему духовному укладу России, образу жизни народа, основным ценностям истории страны» (А.Яковлев. «Предисловие. Обвал. Послесловие.» М.,1992, с.18).