- Обратимся к важнейшей части разговора, к жилищно-коммунальному хозяйству. Домоуправляющие компании районов стали частными. Более того, бизнес проявил к ДУКам огромный интерес. Некоторые из них стали объектами перепродажи.
- Я думаю, что интерес к ДУКам вызван пропагандой, что это серьезный бизнес, в котором очень большие обороты. А в тонкости бизнес сначала не вникал.
- Хорошо. А сейчас, когда частные собственники немного разобрались, чего от них следует ожидать?
- Я не исключаю, что районные ДУКи будут банкротить, чтобы решить две основные задачи. Первая. Избавиться от 25% акций муниципалитета, контролирующего управляющие компании. Второе. Уход от управления домами 3-6 категорий, которые не являются рентабельными. С моей точки зрения, сейчас этот процесс уже идет. Хорошие дома уходят «своим», похуже - другим управляющим компаниям.
Сами ДУКи превращаются в конторы, где есть компьютеры и бумага, а также молоденькие некомпетентные девочки.
- Я не исключаю, что 30 миллионов - это стоимость перепродажи ДУКа. Вот и взял новый хозяин Советского ДУКа кредит на его покупку, чтобы сам ДУК ее и оплатил. С процентами. А уж обанкротится управляющая компания или нет - это другой вопрос. Кстати, может быть, рост тарифов в ЖКХ позволит им решить все вопросы?
- Новые хозяева, по моим данным, уже увеличили коэффициент по вывозу твердых бытовых отходов с 1,7
до 2. Вывоз ТБО - это вообще классический пример того, как власть и собственники нагружают потребителя. Начиная с конца 90-х годов был сделан «высокомудрый» расчет того, что каждый житель Нижнего Новгорода, включая новорожденных детей, создает 1,3 кубометра твердых бытовых отходов в год, за вывоз которых он платит «экономически обоснованный» тариф. До конца 90-х годов считалось, что мы создаем 1 кубометр ТБО. Это без учета того, что большую часть времени дееспособный гражданин «мусорит» на работе, где за него за это рассчитывается контора, в которой он работает.
Тайной за семью печатями является: сжат этот кубометр или горкой насыпан? Тогда дополнительно учудили считать объемы ТБО с квадратного метра жилой площади, школ и детсадов, офисов и торговых площадей, умножив норматив на жителей города и поделив на площади. За единицу исчисления приняли некую меру и обозвали ее по-иностранному - «контейнер». И пообещали вывозить его на полигон через день. Потом мэр Булавинов гневно приказал вывозить контейнеры каждый день, введя повышающий коэффициент 1,7. Депутаты проголосовали за такое решение. Это обошлось восхищенным крутостью мэра жителям удорожанием вывоза ТБО на 70%. Цена на вывоз ТБО с 2007 года поднималась неоднократно, а коэффициент оставался. И вот новые хозяева, уже без согласования с депутатами, увеличили его до 2,0.
Куда смотрят КРУ и прокуратура - узнаем позднее.
- А как подрядчики работают? Они в ладу с законами и интересами жителей?
- Когда я работал директором ДУКа, то, собирая подрядчиков, иной раз начинал беседу: «Ну, как дела, синьоры воры?». Они отвечали: «Ну, почему воры?» А как же? И я начинал задавать определенные вопросы. Как они платят высококвалифицированному кровельщику? И выяснялось, что за сложный, рискованный труд официально у работника по утвержденной смете выходило 10, а не 30-40 тысяч. Кто за такие деньги будет нормально работать?
- Тем не менее есть управляющие компании, которые четко и внятно отчитываются перед жильцами. И те вроде как довольны.
- Они делают, например, освещение между этажами, которого никогда не было. Вместо плиты на входе в подъезд делают металлическую скатную входную группу из жести. Она выглядит красиво, а если лед упадет с крыши? Они ремонтируют подъезды. Но нужно ли все это жильцам? Может быть, нужно копить деньги на новый лифт? Что будут делать управляющая компания и подрядчик, если лифт выйдет из строя? Ведь за деньги уже отчитались.
- Этой зимой были такие снегопады, которые не каждый год случаются. Власти, конечно, перекидывали «мячик» ответственности друг на друга. Но всегда выруливали на то, что дворники во всем виноваты.
- Они знают, что зарплата дворника составляет три тысячи плюс столько же премия. Но они молчат, что убираемый квадратный метр площади (требование норматива - уборка трижды в день при 6-дневной рабочей неделе) стоит 6,04 рубля в месяц. То есть 23,2 копейки в смену с премией. Или 7,73 копейки за один раз подмести до асфальта и посыпать пескосоляной смесью. Следует ли ждать, что дворники все уберут и почистят за такие деньги? Ответ очевиден.