Такая разная казнь
Pax Americana спотыкается об устои ислама и конфуцианства
Вчера Amnesty International обнародовала очередной доклад о применении смертной казни в разных странах. Доклад получился интересный. Как и многие публичные документы неправительственных организаций, косвенно связанных с властями США, он отражает не столько реальное положение дел в мире, сколько проблемы построения нового миропорядка.
По данным организации, в 2007 году в мире по приговору суда казнили не менее 1252 человек. В первую пятерку по числу казней за год вошли Китай (не менее 470), Иран (317), Саудовская Аравия (143), Пакистан (135) и США (42). На эти страны, согласно исследованию, приходится 88% всех совершенных казней в мире. В этих же странах число казней возросло. Так, в 2006 году в Иране были казнены 177 человек, в Саудовской Аравии — 39, в Пакистане — 82.
По странному совпадению четыре из пяти «чемпионов» по версии Amnesty International — либо проблемные партнеры США, либо их глобальные конкуренты. При этом список составлен не очень корректно. Если численность населения приведенных в нем стран разделить на число казненных, то на первом месте окажется в целом лояльная Вашингтону Саудовская Аравия. В почти 1,5-миллиардном Китае, к которому у США гораздо больше претензий по части «прав человека», процент казненных ниже. Мало того, если бы составители рейтинга учитывали эти данные, он мог бы быть совсем другим: в странах, где разрешена смертная казнь, проживает около 70% населения Земли.
Способы казни тоже очень показательны. В таких странах, как Узбекистан, Белоруссия и США, приговоренных к смерти могут расстрелять. В Японии, Египте, Иране, Иордании, Пакистане, Сингапуре, Ираке — повесить. В том же Ираке могут отрубить голову. В Афганистане, Судане и Нигерии — забить до смерти камнями. В США, в зависимости от штата, могут поджарить на электрическом стуле, задушить в газовой камере, ввести в кровь яд. Какой способ казни «человечнее» — вопрос культуры, но нетрудно заметить, что по ассортименту «услуг» палачи США дадут фору остальным.
Особое беспокойство у американских правозащитников вызывают казни за преступления, не связанные с насилием. Так, в странах Юго-Восточной Азии могут казнить за транспортировку наркотиков, а в Китае — за коррупцию. Говоря о насилии, правозащитники явно исходят из принципа «око за око», однако и тут ситуация неоднозначная: наркотрафик и коррупция являются причинами миллионов смертей и с этой точки зрения вполне заслуживают адекватной кары.
Дебаты вокруг смертной казни лишь одна из многочисленных проблем буксующей глобализации. Востоковеды убеждены, что смертная казнь на Западе и в традиционных обществах Востока — совершенно разные вещи. «В конфуцианской системе ценностей казнь моральна и этична, — заметил РБК daily профессор МГИМО, президент Фонда востоковедческих исследований Сергей Лузянин. — Сам Конфуций послал на казнь человека, не выполнившего долг перед императором». Уважение к силе государства, опирающегося на традиции больше, чем на закон, во многом держится на праве лишить преступника жизни и в исламских странах. И лишать себя этого права в пользу США не готовы даже их японские союзники.
ВИКТОР ЯДУХА