Время написания Индийских Вед не столь глубоко во времени.
Наиболее убедительные ответы на ряд возникших вопросов при первичном прочтении Вед дает полярная теория. Зародилась она в умах исследователей XIX века, когда один за другим знатоки санскрита- «языка индийской культуры» - стали обращать внимание на содержащиеся в древнейших памятниках литературы Индии, таких как Веды и эпос, описания природных явлений, совершенно не соответствуют Индии или лежащих от нее к западу стран Азии. Проследить эти описания вниз по ступеням эпох было хоть и трудно, но возможно, так как в религиозных гимнах Вед веками свято сохранялся каждый звук, каждое слово. Удалось установить место и время завершения главной из Вед-Ригведы (правильно Ричведа или Рикведа, буквально: «знания речи» - слова-синонимы «риг-рик-рич» сохраняются и сейчас в старорусском в известной всем форме «реку, речешь» и др.
Ричведа была завершена более трех тысяч лет назад на северо-западе древней Индии. Тот факт, что до наших дней строго соблюдается запрет на внесение в нее изменений, как речевых, так и фонетических, заставляет думать, что этот запрет возник гораздо раньше в доиндийский период жизни арьев, когда в сфере жрецов сложилась эта традиция бережной передачи из уст в уста, от учителя к ученику, из поколения в поколение.
Из Вед многие описания перешли в связные с ними памятниками ведической литературы (а они в Индии насчитываются сотнями) и стали известны более широкому, чем жрецы, кругу лиц. В знаменитой эпической поэме « Махабхарата», начало сложения, которой теряется во тьме веков, также содержится ряд описаний загадочных природных явлений, которые далеки от реалий Индии. Так в чем же дело? Описания имеют значительное сходство с древнейшими по своему происхождению преданиями, сказаниями, поверьями, мифами всех славян. В какой же глубокой древности могло возникнуть сходство? И где? Многие из описаний, содержащихся в древнеиндийской литературе, которые принято считать загадочными, совсем не кажутся таковыми славянам, даже живущим в наше время. Их предки в течение тысячелетий наблюдали на крайнем севере эти «загадочные» явления природы (как их могут наблюдать и живущие в тех краях наши современники), а поэтому не только русским, но и другим индоевропейским народам вполне знакомо то, что в Индии считается уже только мифами или поэтическими аллегориями.
Как уже упоминалось, в XIX веке историки в поисках «прародины» индоевропейских народов обратили свои взоры на Приполярье. Заметное воздействие оказала книга американского историка Уоррена «Найденный рай, или колыбель человечества на Северном полюсе», выдержавшая десять изданий (последнее в 1893). Среди предков других народов начали в Арктике искать и предков арьев, или индоиранцев (названных так по « будущей их судьбе», - когда они стали жителями территорий, на которых расположены современные Индия и Иран).
Внимание историков привлекла книга известного индийского ученого, знатока санскрита (как в ведийской, так и эпической и, самой поздней, классической его форме) Б. Тилака (1856-1920). Этот труд «Арктическая родина в Ведах» был впервые издан в 1903 году, а затем неоднократно переиздавался на разных языках (в нашей стране книга издана в 2001).
Исследователями было выявлено сходство многих слов индоевропейских языков, а также ряд совпадений в их грамматическом строе и некоторая близость верований и обычаев этих народов, что абсолютно не вписывалось в рамки христианских представлений об истории. Стали возникать споры о происхождении слова «история». Сторонники ведических традиций утверждали, что «история» произошла от понятия «из-торы-я», т.е. из устных преданий (вспомните «торить» - прокладывать путь, говорить, «тараторить» - быстро говорить). Христианские идеологи утверждали «из-Торы-я» (где «Тора» - Пятикнижие Ветхого Завета).
В поисках путей прародины и праязыка, некоторые ученые пришли даже к заключению, что в древности была общая арийская раса. В XX веке договорились до нелепого утверждения об «арийстве» немцев и «неарийстве» ряда других народов, в том числе славян. Нам всем известно, какой трагедией завершилось это отчисление славян от «арийской расы», каким мучениям и издевательствам подвергались славянские народы за свое «неарийство», и до какой нелепости доводили немецкие фашисты свои «арийские достоинства». Подобные теории не имеют никаких исторически оправданных оснований и относятся лишь прямо к области геополитических спекуляций. Также никаких достоинств, определяемых по этому признаку, не было, и быть не могло, так как нигде на земле и никогда в истории не существовало отдельного народа, именуемого арьями.
Напоминаю, что слово «арья» (ар'я, ария) относилось к большой группе племен, родственных по языку и культуре. В древнеарийском «ар» -земля, поверхность земли, возвышенность, гора - сохранилось в индоевропейских языках как мера поверхности (площади) земли. «Ар-и-я» - означает одно основное понятие - «земляне»; хотя иногда встречается и производное понятие «земледелец».