Василий ЗАХАРЧЕНКО--главный редактор "Техника-молодежи" друг Ивана Ефремова:
На Лубянке сочинили свыше 40 томов следственного дела. И даже на протяжении восьми лет после смерти Ефремова (1972 г.) пополнение "собрания детективных сочинений" продолжало разрастаться, потрясая окружающих новыми открытиями.
Я хорошо знал Ивана Антоновича в течение многих счастливых лет. Его основные произведения на протяжении десятилетий печатались на страницах журнала "Техника - молодежи", которым я руководил. Это своеобразное, возникшее на основе подлинной дружбы соглашение автора с журналом, как говорится в нашей среде, о "праве первой ночи" на каждое новое произведение, было подлинным предметом гордости редакции - романы фантаста взахлеб прочитывались молодежью.
Из следственного дела:
Иван Антонович Ефремов не есть вышеназванное лицо - его подменил некий английский шпион-резидент. Отец Ивана Антоновича, имевший якобы 9 детей, усыновил сына своего друга - обрусевшего английского купца Антона Харитоновича Ефремова. Этот мальчик и сменил Ивана Антоновича. Основанием обвинения в подмене послужило сообщение о том, что в 1924 году английским резидентом в Турции был некий белоэмигрант Ефремов, имя которого, увы, даже неизвестно. Это он, сводный брат подлинного Ефремова, утверждают авторы детектива!
Обращаю внимание на то, что лже-Ефремову в то время должно было быть всего лишь 17 лет. Что поделать - видимо, весьма талантливый юный резидент. Но как он оказался в Турции?
Чудо номер два. Лже-Ефремов (по-видимому, во время известной экспедиции Ивана Антоновича, проходившей в поисках окаменевших останков динозавров в пустыне Гоби, в Монголии) убивает своего сводного брата и занимает его место выдающегося палеонтолога, начинающего писателя, автора новой науки - тафономии. Этого никто не замечает - подмена блестяще удалась. ...Лже-Ефремов чертовски талантлив - ведь он успешно продолжает и научную, и литературную работу убитого.
Чудо номер три. Жена Ивана Антоновича начинает догадываться, что ее супруг английский шпион. Она грозит разоблачением.
Далее все, как в детективном боевике.
Лже-Ефремов и завербованный им в шпионы сын Аллан убивают потенциальную доносчицу. Вдвоем, согласно донесениям, английские шпионы уходят в Черное море на лодке и развеивают прах убитой над водой.
Аллан Иванович, к которому я обратился, так объясняет действительно происходившие события:
- Моя мать, которая, естественно, умерла своей смертью, готовясь к кончине, завещала развеять ее прах со скального массива Карадаг в Крыму. Она увлекалась индийской религией, и мы не считали себя вправе нарушить ее посмертную просьбу.
Мы с моим товарищем, студентом, заключили пепел в капсулу, положили ее в небольшой дубовый ящичек, заполненный галькой, и спустили его на дно моря с рыбацкой лодки метрах в ста от берега. Видимо, вариант донесения - на совести рыбака.
Чудо номер четыре. Английская разведка считает необходимым ввести в семью выдающегося фантаста еще одного агента. Таковым становится вторая жена писателя Таисия Иосифовна, якобы завербованная англичанами в период пребывания ее на оккупированной фашистами территории. Не важно, что Таисия Иосифовна никогда не была в оккупации - видимо, для авторов "детектива" так складнее: три шпиона под одной крышей - это просто здорово!
Чудо номер пять. Генерал Алипин проводит генеральное наступление на шпионское гнездо. В его руках фотографии Ивана Антоновича, снятые непосредственно после его "подмены". Они будут предъявлены трем сестрам Ефремова. Все три сестры немедленно уничтожаются шпионами, которые откуда-то узнали о предстоящей угрозе разоблачения.
Не имеет значения, что у писателя было всего лишь две сестры, умершие своей смертью в разных городах и в разное время, - сотрудники, готовившие материал генералу, могли запросто ошибиться, чтоб не нарушить хитроумные законы жанра.
Чудо номер шесть. Кольцо вокруг шпионской семьи начинает замыкаться. Английский центр принимает решение ликвидировать резидента. Это событие происходит на глазах у оперработника, который якобы постоянно следил за Иваном Антоновичем. По его словам, он "осуществлял за ним контроль с помощью специальных оперативно-технических средств". В донесении сообщается, что смерть наступила в тот момент, когда писатель вскрыл отравленное письмо, полученное им из какого-то посольства.