Дельфиний
См. Пифон.
Дельфы
Город в юго-зап. Фокиде, у подошвы г. Парнаса, знаменитый своим
оракулом Аполлона. По одним известиям здесь до оракула Аполлона были
оракулы других божеств (Земли, Фемиды, Посейдона и др.); по гомеровско-
му гимну, Аполлон сам избрал Дельфы местом для своего святилища, предва-
рительно убив обитавшего здесь дракона Пифона. По его желанию легендар-
ные зодчие Трофоний и Агомед построили ему здесь храм. Сам же он добыл
себе и храмовых служителей, в лице критских моряков, корабль которых при-
вел он в гавань Крису, превратившись в дельфина. В эпоху греческой колони-
зации Дельфы получили еще большее значение, так как оракул взял в свои ру-
ки верховное руководство этим делом. Ни одна колония не выводилась без
предварительного совещания с оракулом; многие отправлялись по его прямому
приказанию, причем часто он указывал и место, куда следовало выселиться.
Это показывает, что жрецы обладали очень обширными, по своему времени,
географическими познаниями и связями в разных концах известного тогда ми-
ра. Уже в VIII—VII вв. Дель-
фийский оракул был знаменит
в дальних странах. Цари —
фригийский Мидас, римский
Тарквиний Гордый, лидийские
цари династии Мермнадов —
спрашивают его совета и при-
носят ему дары. Оракул про-
должал существовать во всю
римскую эпоху, вплоть до
Феодосия Великого, который
приказал закрыть его (около
390 г. по P. X.). Предсказания
еще в эпоху Плутарха давно
уже перестали даваться в мет-
рической форме.
Подробное описание свя-
тилища дает Павсаний в
X книге своего «Описания
Эллады». При входе в город с
востока находилось несколько
храмов; важнейший из них был посвящен Афине Предхрамной. Далее следо-
вало святилище «Героя Стража» и гимназия. Между этими зданиями и самым
святилищем, окруженным стеною, протекал ручей Касталия, берущий начало
из ущелья между двумя скалами — Фэдриадами, у подножья которых нахо-
дилось святилище. Верили, что тот, кто напьется из Катальского источника,
обретет дар поэтического вдохновения. Священный округ был наполнен стату-
ями, всякого рода посвятительными сооружениями, доходившими иногда до
размеров целых зданий, и т. п. Сам храм был построен в дорическом стиле и
имел богатый скульптурный убор. Весь архитрав был увешан щитами, добы-
тыми от персов и галлов. В пронаосе были начертаны изречения семи мудре-
цов («Познай самого себя», «Ничего чрез меру» и т. д.). В самом святилище,
куда никто кроме пифии и жрецов не допускался, находилась знаменитая рас-
селина в скале, из которой выходили одуряющие пары. Над ней стоял тренож-
ник, на который садилась пифия, для приведения себя в экстаз под влиянием
паров. Первоначально пифия выбиралась из молодых девушек, но после того,
как одна из них не соблюла невинности, стали выбирать старую деву. На краю
Надышавшись ядовитыми парами, пифия делала
предсказания, сидя на треножнике
Энунклопедня тлями
расселины находился ключ Кассотида, воду которого пила пифия перед гада-
нием, и лавровое дерево, листья которого она жевала. Дерево это каким-то не-
известным способом приводилось в содрогание. Здесь же. находился «омфал»,
так называемый «пуп земли» — конусообразное возвышение из мрамора,
обвитое священными повязками. Из бесчисленного количества всяких посвя-
щений (после массового вывоза произведений искусства в Рим, при Нероне,
оставалось еще до 3000 статуй) заслуживает особого упоминания колоссаль-
ный золотой треножник, посвященный греками из варварской добычи после
Платейской битвы. Золотая чаша его подперта была снизу бронзовой колон-
ной в виде трех свившихся змей. Все золотые части стали добычей фокийцев,
бронзовая же колонна, на которой написаны имена всех греческих государств,
сражавшихся с персами, была перевезена Константином Великим в Констан-
тинополь, где и теперь находится.
Большая энцыклопедия Магии от Адо Я
Леонард Малевин