ПОЧЕМУ ОТ «ЮЖНОГО ПОТОКА» ПОРА ОТКАЗЫВАТЬСЯ
Часть 1
Мы настолько уже привыкли жить в Зазеркалье, что мейнстрим-трактовка тех или иных событий часто даже не вызывает сомнения. Вот, например, пришли новости о том, что правительство Болгарии по требованию Еврокомиссии останавливает работы по строительству газопровода «Южный поток» – и заголовки многих СМИ тут же рисуют соответствующую картину мира: «ЕС шантажирует Россию», «Очередной антироссийский ход Брюсселя» и так далее.
Но всегда полезно возвращаться в реальный мир, выходить из путинской матрицы и задавать себе вопросы о том, что же на самом деле произошло и в чем в этой ситуации состоят интересы России.
Что такое «Южный поток»? Это рекордно дорогой трубопроводный проект стоимостью в 16 млрд евро (подводный участок оценивается в 10 млрд евро), который, скорее всего, обойдется еще дороже, потому что увеличения смет по ходу строительства у нас никогда и никто не отменял.
А самое главное, что это будут бессмысленно выкинутые на ветер деньги, и вот почему. Например, у «северного брата» этого проекта, газопровода Nord Stream, несмотря на схожую дороговизну, изначально – еще с 1990-х, когда он только появился как идея – было некое логическое обоснование.
Ожидалось, что добыча газа в Северном море будет падать, и у стран Северо-Западной Европы, которые традиционно привыкли жить на своем североморском газе, возникнет незаполненная ниша потребности в новых источниках газовых поставок. Nord Stream (Северо-Европейский газопровод, как он еще назывался в конце 90-х – начале нулевых) был призван этот новый спрос удовлетворить.
На рынке Юго-Восточной Европы, куда идет через Черное море «Южный поток», никакого нового спроса нет.
Экономики ряда стран-реципиентов поставок по газопроводу находятся в депрессии, что отражается на потреблении газа.
В 2013-м, например, совокупный импорт газпромовского газа шестью странами – основными реципиентами «Южного потока» (Болгария, Греция, Сербия, Венгрия, Австрия, Словакия) – составил 18,3 млрд кубометров против 23,8 в 2008 году.
Это падение на четверть. Куда 63 млрд кубометров в год тащить-то собрались?...
Таким образом, никаких новых рынков «Южный поток» для России не открывает, и, давайте будем откровенными, единственный его смысл – в том, чтобы обойти Украину, через которую сегодня проходит более половины российского газового транзита. Собственно, это никогда и не скрывалось.
И это примерно сопоставимо с ситуацией, когда вам, скажем, не нравится физиономия консьержки, которая сидит в вашем подъезде, и вы, чтобы ее не видеть, заказываете себе индивидуальный лифт с отдельным входом и отдельной шахтой стоимостью в миллионы. Иначе говоря, объективного экономического смысла в таком сверхдорогом обходе Украины – никакого.
Тут стоит напомнить, что Украина традиционно давала России сверхдешевые транзитные тарифы по сравнению с европейскими расценками – с начала года тариф составил $2,73 за транспортировку тысячи кубометров на 100 км, в предыдущие годы он часто не превышал $1-2.
Это в разы ниже европейских транзитных расценок и того, что «Газпром» будет платить будущей трубопроводной компании South Stream AG. Экономия от транспортировки газа по украинской территории, таким образом, составляет сегодня для России $2,5-3 млрд в год. Умножьте на 30 лет, например – это к вопросу о том, кто кого субсидирует.
Ущерб от перекрытия транзита в Европу? Но оба раза, когда такое перекрытие имело место – в 2006 и 2009 годах – инициатива перекрывания задвижки исходила от российской стороны, Украина силой нам ничего не перекрывала.
Воровство российского газа? Но постоянные рассуждения об этом так ни разу и не нашли своего подтверждения в суде. Несколько лет назад «Газпром» пытался оспорить в суде предусмотренный контрактом отбор Украиной топливного газа на технологические нужды работы газоперекачивающих агрегатов на транзитных газопроводах, но тщетно.
Поэтому заметка всем участникам интернет-войн: как только заходит разговор о воровстве Украиной российского транзитного газа, сразу задавайте вопрос: есть хоть одно подтверждающее это судебное решение? Нет? Стало быть, байки это все.
Вывод: Украина все эти годы была для России сверхвыгодным транзитным партнером, и никаких экономических обоснований для того, чтобы стремиться ее обойти, нет. В чем же причины маниакального стремления построить «Южный поток»?