Калининград: плацдарм или «котел»?
Что представляет собой анклав с точки зрения угроз НАТО
Часть 1
Времена Холодной войны возвращаются. НАТО снова видит в России главного врага, и намерено создавать новые военные базы в Восточной Европе («Свободная пресса» об этом рассказывала 27 августа).
По логике, Вооруженные силы РФ должны искать адекватный ответ на действия недавних партнеров. Вариантом такого ответа может стать усиление Калининградской области, входящей в состав Западного военного округа, и возвращение Калининграда к привычной роли «пистолета у виска Европы».
Калининградская область, благодаря географическому положению, идеальна для дислокации сил электронной разведки и ударных ракетных частей. В сфере поражения российских войск, размещенных на территории анклава, находятся 20 АЭС и 139 химических предприятий ЕС. Словом, Калининград, на первый взгляд – отличный военный плацдарм.
Проблема заключается в том, что этот плацдарм отрезан от основной территории России. И потому, исходя из военной теории, имеет шансы, в случае обострения отношений с НАТО, превратиться в «котел».
Ну, или в блокадный Ленинград, прорываться к которому придется по Балтике. Напомним: Калининградская область связана с Литвой двумя жизненно важными артериями – энергомостом, через который поступает значительная часть электричества, и трубопроводом, подающим весь потребляемый анклавом природный газ.
Если одна только Литва блокирует поставки энергоносителей, ситуация в Калининградской области станет близка к критической.
В теории, военно-морские силы НАТО способны блокировать и наши боевые корабли, дислоцированные в Калининграде – эсминцы, десантные корабли и бригаду ракетных катеров.
Мы постарались разобраться, что все-таки стратегически представляет собой нынешняя Калининградская область – наш плацдарм в Европе, или потенциальный «котел»?
– Калининградская область – это часть России, часть нашего общего пространства в духовно-цивилизационном плане, а с военно-стратегической точки зрения – плацдарм для сдерживания НАТО, и плацдарм для нанесения ущерба агрессору, если таковым выступит Европа, – отмечает академик Академии геополитических проблем, генерал-полковник Леонид Ивашов.
– Слова генерального секретаря Североатлантического альянса Андерса Фог Расмуссена, который ратует за размещение новых военных баз, следует понимать так: НАТО собирается размещать базы, прежде всего, на Украине и в Прибалтике. Возможно, кроме того, структуры альянса нарастят свое военное присутствие в Польше. В такой обстановке роль Калининградского плацдарма, безусловно, только возрастает.
«СП»: – Потенциал воинских частей, ныне дислоцированных в Калининградской области, сопоставим с потенциалом времен СССР?
– Нет, конечно. Во времена СССР на западе страны действовала единая военная система – Прибалтийский округ, который территориально включал в себя Латвию, Литву и Эстонию. В рамках этой системы имелись как стратегические военные объекты, так и объекты окружного масштаба.
Сейчас в анклаве осталась только часть прежней системы. Калининградская группировка, по сравнению с советским периодом, ослаблена,– как и корабельная группировка Балтийского флота, и авиационная группировка Западного округа.
«СП»: – Представим, что вы – генерал НАТО, и разрабатываете план блокады Калининграда. Такую блокаду трудно осуществить?
– Планы по блокированию Калининграда в НАТО давно разработаны, и регулярно отрабатываются в ходе учений. Причем, эти учения носят стратегический характер: морская пехота и техника перебрасываются даже с территории США, на побережье Балтики высаживается морской десант Польши и Германии.
Альянс, кроме того, нарастил авиационное присутствие в странах Прибалтики. Авиаподразделения стран НАТО, регулярно сменяя друг друга, контролируют воздушное пространство вдоль границ анклава.
По сути, такое патрулирование – тоже элемент наступательной стратегии.
Если на предстоящем саммите НАТО в Кардиффе альянс примет решение об усилении группировок в странах Восточной Европы, и о создании там новых военных баз, это вызовет беспокойство в Минобороны России.
«СП»: – Получается, НАТО, при желании, может превратить Калининград в «котел»?
– Не будем забывать, что рядом находится Белоруссия, с которой у нас единое оборонное пространство, и там есть узкий сухопутный перешеек в Калининградскую область. С его помощью можно деблокировать нашу группировку, если она окажется в окружении.