Часть 3
Для казахского народа земля – понятие сакральное
Однако для казахского народа земля – понятие сакральное, такое же важное для национальной идентичности, как язык и историческая память; земля в Казахстане никогда не была частной собственностью. И в будущей продаже земли и долгосрочной сдаче ее в аренду иностранцам казахи увидели, ни больше ни меньше, угрозу потери родины – и поднялись на ее защиту.
И главный "враг", от которого нужно защищать родную землю, в массовом сознании давно определен – это Китай. Казахи, выходящие на земельные митинги, убеждены: если разрешить китайцам аренду земли на 25 лет, то через четверть века они ее обратно не получат. А разрешение на продажу земли приведет к тому, что китайцы все скупят через подставных лиц, продажных чиновников и так далее.
Уверенность, что Китай тем или иным способом заберет у Казахстана землю, стоит только создать хоть малейшую лазейку, родилась не вчера. В 1996 году между Китаем, Россией, Казахстаном, Кыргызстаном и Таджикистаном было подписано соглашение по отводу военных сил от бывшей китайско-советской границы. Советского Союза не стало, советско-китайская граница исчезла, и нужно было проводить демаркацию границ вновь образовавшихся государств. Китай тут же предъявил претензии на 34 тысячи квадратных километров казахской территории. В 1999 году Казахстан уступил, отстояв лишь 57% оспариваемой земли.
Китай давно и прочно пришел в Центральную Азию, можно говорить о китайской экономической экспансии в регионе. Только в прошедшем сентябре между Астаной и Пекином были подписаны соглашения на общую сумму в 23 млрд долларов. Китай вкладывает в строительство железных дорог, упорно прокладывая Новый шелковый путь, строит на территории страны заводы – но на своих условиях: например, на всех китайских предприятиях работают китайцы. Есть цифры, что сегодня в Казахстане живет около 300 тысяч граждан Китая, и около пяти тысяч из них уже приняли казахское гражданство.
Уверенность, что рано или поздно Китай придет в казахскую степь, транслируется на самом верху: вице-премьер Казахстана, дочь президента Дарига Назарбаева заявила в феврале этого года, что "в самом недалеком будущем нам всем надо будет знать еще и китайский язык. Наш великий сосед - это наша судьба".
Но подобная перспектива пугает не только простых казахов, выходящих на протест, но и представителей казахстанской элиты. И на вопрос, почему Казахстан вошел в Евразийский Экономический союз и так настойчиво продвигает интеграцию с Россией, хотя товарооборот внутри стран ЕАЭС падает, - "не под запись" тебе отвечают: потому что китайцы еще страшнее. Договоренности с Китаем никогда не бывают прозрачными, Китай – жесткий партнер, который всегда возьмет свое – и на своих условиях.
Акежан Кажегельдин, бывший премьер-министр Казахстана в 1994-1997 годах, который провел в стране основные рыночные реформы, приветствовал народный земельный протест и сформулировал условия, на которых продажа земли в Казахстане будет возможна лет через пятьдесят: "Я категорически против продажи сельскохозяйственных угодий в частную собственность. Это будет очередной несправедливостью по отношению к крестьянам. Разве они могут сами выкупить землю, которую сейчас арендуют? Нет, ее купят богатые коррумпированные чиновники и заставят крестьян работать. Должна сохраниться долговременная аренда земли.
"Иначе мы окажемся однажды в ситуации, когда полстраны будет принадлежать иностранцам, которые на своих арендованных землях поселят сотни тысяч иностранных работников. Когда-нибудь, когда сельское население станет экономически самостоятельным, когда будут созданы земельные банки и система специальных кредитов для крестьян - когда, возможно, народ вернется к обсуждению темы рынка земли. Но не раньше, чем через 40-50 лет. Я сам - известный и последовательный сторонник частной собственности. Но недра и земля Казахстана должны оставаться в собственности народа Казахстана".
Как разрешится земельный вопрос в Казахстане, сегодня неясно. Из Комиссии по земле уже выходят политики и активисты, которые разочаровались в механизме обсуждения. В начале июня вернутся домой, отсидев 15 суток, арестованные по всей стране лидеры зарождающегося протестного движения. Ресурсы, за счет которых можно пополнить бюджет, кроме продажи земли, пока не найдены, а кризис, в котором находится казахская экономика, будет затяжным.