Или взять те же "блестящие" бомбардировки дважды Героя Советского Союза Мазуренко. Сдержанность, присущая западным историкам, не позволяет Бенту Енсену назвать их варварскими. Он лишь пишет, что советские пилоты в бомбардировках 7 и 8 мая "не отличились точностью". Действительно, больше всего было разрушено жилых домов, гражданских сооружений, погибли не немцы, а мирные датчане... Все это, наверное, напоминало Грозный 1995 года в миниатюре. Хорошо еще, что после первых двух налетов советские летчики сбросили листовки, обращенные к немцам, но по-русски. Из них островитяне поняли, что бомбардировки будут продолжаться, и ушли из своих домов - так и спаслись. Главное же, что с военной точки зрения бомбардировки были бессмысленны.
Сейчас советские/российские представители говорят в частных беседах примерно так: подумаешь, 10 человек погибло! Мы потеряли 20 миллионов. По этому поводу автор книги говорит: борнхольмцы не сравнивали свои потери с потерями СССР, Польши или Германии. Свою ситуацию они сравнивали с тем, как безболезненно прошло освобождение других частей Дании.
Данию от немцев освобождали англичане (кроме Борнхольма). Парадокс - для борнхольмцев - заключался в том, что в то время, как вся остальная Дания ликовала и праздновала конец войны, освобождение, приход сoюзников (как читатель помнит, англичане высадились 5 мая, тогда же имела место "частичная" капитуляция немецких войск), датский остров был подвергнут массированным ударам с воздуха. Комендант немецкого гарнизона на острове готов был сдаваться, но, естественно, по условиям капитуляции 5-го мая, англичанам (хотя бы даже одному английскому офицеру , даже, на худой конец, датчанину в английской форме). Англичане же на остров так и не прибыли. Почему? Автор доказывает, что командующий союзническими войсками Д. Эйзенхауэр не хотел раздражать СССР из-за какого-то острова. Вообще, западные державы не считали Борнхольм настолько важным стратегическим пунктом, чтобы ссориться из-за него со Сталиным.
Бент Енсен пристально анализирует и поведение датского правительства (оно было сформировано 5 мая) в эти дни. Тут тоже много неясного.
Когда бомбы падали на Борнхольм - Б. Енсен пишет: "как гром среди ясного неба", - ответственные лица на острове, прежде всего губернатор, руководители движения Сопротивления и другие, звонили в Копенгаген и сообщали о происходящем, пытаясь установить контакт с министрами, словом , били тревогу. Однако их звонки в столице фиксировались и... не более того. Связь работала только в одном направлении: снизу вверх. Не потому, что связь была испорчена. Нет. Просто сверху вниз - не звонили. Когда я читал об этом в книге Б. Енсена, мне вспомнился "Замок" Кафки: из деревни в Замок можно звонить, но... из Замка звонков не дождешься. И вообще, звоня в Замок, попадаешь лишь в самые нижние отделы. Ответы нельзя воспринимать всерьез: все это может оказаться и шуткой. В таком кафкианском положении оказались островитяне. Просят к телефону министра - министр ушел спать, приказал не будить его. Премьер-министр только что сформированного правительства произносит в парламенте речь - и ни слова о Борнхольме! Власти вводят цензуру на сообщения о советских войсках на острове. Что же руководит ими? Одно - страх перед СССР. Соображение: как бы хуже не было! Ни в коем случае не критиковать Советский Союз! В бомбардировках Борнхольма виноват... немецкий комендант. Эта версия надолго станет доминирующей в речах датских руководителей, в газетных статьях. Между тем вспомним, что первые два налета на остров 7 мая были совершены без всякого предупреждения, что бы об этом ни писали Басов, Коротков и другие. В подобных случаях Б. Енсен не пишет: "Такой-то врет". Он пишет: "Данное утверждение не подкрепляется документами". В отличие от Басова, Ю. Кудрина в книге 1998 г. не пишет, что островитяне были предупреждены о бомбардировках (но в ее статье много других серьезных погрешностей).
Почему, спрашивается, 108 советских десантников высадились на острове, не встретив никакого сопротивления немцев? Да потому что это было уже 9 мая, когда вступил в силу акт о всеобщей капитуляции. Кстати говоря, на острове немцы уже сотрудничали с движением Сопротивления, и после советских бомбардировок немецкие солдаты были брошены на разборку руин и завалов... А вообще же, как пишет Бент Енсен, это были уже не боевые части, а деморализованная, полуголодная масса. Многие бродяжничали и просили подаяния.
Подробнее- тута
http://magazines.russ.ru/zvezda/1999/8/vail.htmlТаковы они, цивилизованные европейцы: советские... .