(Продолжение)
Разумеется, серьезное изучение действующей системы ценностей человеческой общности должно опираться на обобщение большого круга мировоззренческих представлений, явлений культуры и широкого эмпирического материала. Вместе с тем, важные выводы могут быть сделаны уже при сопоставлении логики поведения людей с общепринятыми ценностными категориями.
Так, фундамент западной системы ценностей составляет образ свободы индивида (свободы личности). В нашей терминологии этой свободе личности соответствует иррациональная составляющая свободы. Свобода личности признается западными людьми на взаимной основе, как всеобщая и всеми защищаемая священная ценность, предмет гордости граждан свободных стран. Соответственно, защита свободы личности - единственная взаимообязанность индивидов, утверждаемая на уровне священных западных ценностей.
Свободе личности угрожают эксцессы поведения других личностей, поэтому свободные индивиды добровольно создают и поддерживают систему правосудия, разрешающую конфликты на основе законов и незаинтересованного судейства, перед которыми все объявлены равными. Свобода личности может быть попрана также государством, добровольно созданным в общих интересах. Для защиты индивида от государства вырабатывается идеологическая система критериев, которым должно соответствовать государственное устройство, чтобы можно было не волноваться за свободу личности.
В таком виде западная ценностная конструкция выглядит изящно и симметрично, а вкупе с успешной экономической практикой золотого миллиарда с конца 20 века предстает общечеловеческим эталоном. Особенно подкупает в ней то, что она не ограничивает целеполагание индивида и не нагружает его обязанностями по отношению к общности. Притом общности западного типа могут похвастать высоким уровнем удовлетворения объективных интересов граждан и весьма высоким - субъективных.
Свобода личности подразумевает, что все цели, преследуемые индивидом без явного насильственного принуждения, добровольны. Добровольна проституция, доброволен терроризм, добровольна продажа детей и т.п.. Добровольность любых целей означает также невозможность концептуально выявить принуждение, опосредованное общественными правилами. Вкупе с расщепляющей силой разума культ свободы личности позволяет его адептам теоретически опрокинуть любую более конкретную ценностную систему.
Но в нашем понимании иррациональная свобода личности, хотя и является неотъемлемой стороной субъектности, представляет собой лишь часть реальной свободы. Свобода личности не только недостаточна для покрытия объективных интересов индивида, но она не обеспечивает даже возможности устойчивых взаимоотношений и взаимодействий самоуправляемых индивидов. Каким же образом культ свободы личности позволяет западным обществам достичь высочайшего уровня организации общественного производства?
Дело в том, что культ свободы личности превращается "из утопии в науку" только в комплекте с буржуазно-экономической идеологией, которая и исполняет на деле роль актуальной ценностной системы капитализма. Культ свободы личности выступает здесь духовным прикрытием. На основе пристрастного анализа исторического развития экономических отношений буржуазная идеология приписывает человеку стремление к выгоде как некий естественный ценностный вектор целеполагания, разумеющийся каждым свободным индивидом и не требующий никакого обоснования. Рыба, мол, ищет, где глубже, а человек - где лучше. Таким образом, внимание свободной личности уводят от понимания ограниченности объективных интересов и фиксируют на страсти к наживе.
Соответствующее поведение характерно для капиталистических и иных отношений господства посредством частной собственности, принуждающих индивидов к подобному целеполаганию. Это глубоко коренится в буржуазных общественных правилах и многовековых культурах докапиталистического классового господства. Однако, это без каких-либо оснований объявляется внеисторическим свойством самого человека, имеющим то ли биологическую, то ли специфически человеческую природу.
То есть, в условиях культа иррациональной свободы буржуазная идеология водружает одну-единственную иррациональную цель в качестве будто бы естественной и рационально неоспоримой, соответственно, священной и охраняемой законом, а подлинно рациональные объективные интересы затушевывает. Этот ценностный подлог буржуазная идеология воспроизводит в течение столетий, правдами и неправдами преодолевая сопротивление рефлектирующей общественной мысли и культуры (3.6.1).