Турция перешла к угрозам
Часть 1
Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган сделал ряд жестких заявлений в отношении России.
Как сообщает немецкий журнал Der Spiegel, говоря о российских авиаударах в Сирии, Эрдоган «по-дружески предупредил» Москву, что подливающие масло в огонь конфликта скоро сами могут оказаться в огне.
Не менее определенно, но уже в отношении Европы, высказался премьер-министр Турции Ахмет Давутоглу. В ответ на слова западных политиков, что с президентом Сирии Башаром Асадом надо вести переговоры, глава турецкого правительства заметил, что если Асад не будет свергнут, то мигранты никогда не вернутся домой.
«Вопрос не в том, как или на какой срок Асад сможет остаться у власти. Вопрос в том, как и когда Асад уйдет», — заявил Давутоглу.
Заявления политических лидеров выглядят, на первый взгляд, более чем странно. Во-первых, и Россия и Запад достигли компромисса по поводу того, что с террористами ИГИЛ* надо бороться, а будущее Асада — вторичный вопрос.
Фактически европейские страны и США признали, что их прежняя политика в отношении сирийского кризиса была не очень продуманной. Но Эрдоган настаивает на том, чтобы Асад ушел, а Россия не боролась с террористами. Это притом, что недавние взрывы в Анкаре ясно проявили угрозу терроризма для самой Турции.
Во-вторых, портить отношения с Россией Турции крайне невыгодно. Наша страна — торговый партнер Турции «номер один». Миллионы россиян отдыхают на турецких курортах. За первые семь месяцев этого года их было 1,4 млн, а до девальвации рубля еще больше. В случае обострения отношений турпоток может пересохнуть.
А с ним — и поступления в турецкую казну. Первый «звоночек» уже прозвенел. Депутаты Госдумы Сергей Обухов и Валерий Рашкин предложили прекратить авиаперелеты в Турцию и уже нашли поддержку среди членов Совета Федерации.
Турция отправляет в Россию, в том числе в Крым, тысячи тонн сельхозпродуктов, вкладывает большие деньги в бизнес-проекты в нашей стране. В случае обострения все это можно легко потерять.
Невыгодно Анкаре портить и отношения с Европой. В ответ на первые заявления Эрдогана по поводу мигрантов в Турцию прилетела канцлер ФРГ Ангела Меркель и даже пообещала содействие в скором вступлении страны в ЕС, возможность чего раньше отвергала в принципе. Но бесконечно терпеть шантаж Запад вряд ли захочет.
Как говорится, «для полного счастья» не хватало только поссориться еще с Китаем. Хотя, и в отношениях с Пекином не всё гладко. Есть сведения, что турецкие спецслужбы поддерживают связи с уйгурским террористическим подпольем, которое направилось воевать в Сирию. А к таким вещам Пекин всегда относился очень серьезно.
Тем не менее, Эрдоган не скупится на воинственные заявления. Причины этого могут лежать в двух плоскостях. Первая — идеологическая. Возглавляемая Эрдоганом Партия справедливости и развития выросла из исламистского движения «Новый взгляд» и запрещенной исламистской Партии добродетели.
Эрдоган неоднократно призывал к отходу от принципов светского государства, и с его приходом к власти клерикализация турецкого общества серьезно усилилась.
Второй корень причин — экономический. Сегодня Турция закупает у ИГИЛ нефть по бросовым ценам.
— Эрдоган — человек, который очень плохо соотносит произносимые слова с реальностью, — считает президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский. — У Эрдогана есть привычка шантажировать другие государства. И не только дружественную к Турции Россию, но и Соединенные Штаты с Европой. Просто человек плохо соотносит себя со своим реальным положением в мире.
Стоит заметить и такую вещь. Российско-турецкие отношения переживали разные времена. Когда-то добрая часть российских южных земель принадлежали Турции, включая Сочи, Анапу и Крым. Но Эрдоган должен понимать, что во всех конфликтах Турция только теряла, а Россия только приобретала.
Понятен и личный интерес Эрдогана. Он мечтает, что свергнут Асада и через территорию Сирии и Турции протянут трубопровод, по которому пойдут в Европу нефть из Саудовской Аравии и газ из Катара. Близкие к Эрдогану компании сегодня неплохо зарабатывают, торгуя с «Исламским государством».
Они поставляют ему оружие под прикрытием спецслужбы MIT, которой руководит близкий турецкому президенту Хакан Фидан. ИГИЛ поставляет Турции нефть, археологические артефакты и получает за это муку, зерно, деньги, примерно на 200−300 млн. долларов в год. Это большой бизнес.
Через Турцию идут потоки боевиков в Сирию. Одновременно, по некоторым данным, провозится химическое оружие — газ иприт.