ОСК за гранью первого срыва
Часть 1
Действия руководства госкорпорации подрывают арктические амбиции и обороноспособность России
Госхолдинг «Объединенная судостроительная корпорация» находится в затяжном кризисе - уже не первый год ее работа вызывает критику высшего руководства страны.
Хроническая коррупция, кумовство, «очковтирательство» и регулярные срывы гособоронзаказа не раз приводили в бешенство и вице-премьера Дмитрия Рогозина, и главу Минобороны Сергея Шойгу, и самого Владимира Путина.
Каждый раз после очередного громкого скандала летели головы — за последние три года в ОСК трижды менялся президент.
Однако никакого положительного эффекта эти перестановки не дают — на сегодняшний день провалены даже такие стратегически важные направления, как строительство атомного флота, нефтяных платформ и поставки для ВМФ. Это наталкивает на мысль, что системная ошибка в руководстве госкомпании не устранена до сих пор.
Импортозамещение на словах
Последние полтора года ОСК, собравшей под своим крылом 80% судостроительных мощностей страны, руководит Алексей Рахманов. В госхолдинг он пришел из Минпромторга, где курировал деятельность корпорации в качестве заместителя министра Дениса Мантурова.
Наследство Рахманову досталось, безусловно, тяжелое. За годы существования ОСК отрасль так и не встала с колен, заказы безбожно выбивались из графиков.
Вложенные же в компанию десятки миллиардов бюджетных рублей испарялись так стремительно, что следователи не успевали заводить уголовные дела (число которых давно уже перевалило за полсотни).
Чехарда с руководителями корпорации только усиливала хаос, а санкции Запада грозили окончательно похоронить даже то, что еще как-то функционировало.
Ситуация требовала решительных действий. Однако вместо того, чтобы засучить рукава и первым делом разгрести доставшиеся ему авгиевы конюшни коррупции и неэффективности, Рахманов приступил к так называемым «словесным интервенциям».
Так, после отмены контракта по «Мистралям» Рахманов поспешил заверить, что российское судостроение вполне может само построить корабли не хуже французских.
А сразу после введения санкций новый глава ОСК уверенно заявил, что компания легко справится с отсутствием поставок из-за рубежа, и буквально через год-два наладит импортозамещение в полном объеме.
«Задача для нас относительно несложная. У нас особенно проблем нет», - уверял он.
Однако тактика «успокой инвестора», которая хорошо работает в Минфине и Центробанке, оказалась не слишком подходящей для оборонно-промышленного комплекса, где судят по конкретным делам и результатам. Вскоре выяснилось, что проблемы с импортозамещением у ОСК все-таки есть, и довольно серьезные.
Первым не выдержал главком ВМФ адмирал Виктор Чирков. На заседании Морской коллегии в Ленинграде в июле этого года он прямо заявил, что импортозамещение в области судового машино- и приборостроения, «по сути, провалилось».
По его словам, несмотря на утверждения российских производителей о способности самостоятельно выпускать весь комплект военной и другой продукции, доля импортных составляющих в ней по-прежнему существенная.
В качестве примера адмирал привел продукцию завода «Звезда» (входит в состав ОСК). «Двигатель-то новый у них – действительно их разработки, а изготовление чье? Опять импортное! Я вчера с ними общался. А металл, говорю, из которого сделан двигатель, у нас в России способны сделать?
А корпус и составные детали? Нет! Растеряли все технологии! Электрооборудование? Нет!
Задаю вопрос: турбонагнетающие установки для двигателя кто делает? Австрия, Швейцария, Швеция и т.д.!
Вы понимаете, что все здесь сидящие люди тратят государственные деньги, а на выходе-то ничего нет», – кипятился Чирков.
В итоге главком предложил создать специальную комиссию, которая должна разобраться в причинах неспособности российских предприятий разработать собственное производство многих комплектующих и другой продукции для военного флота.
А заодно и в том, куда тратятся полученные на это от Минобороны деньги.