Часть 2
Коалиция затормозила свое наступление на Ракку с конца декабря — с тех пор, как ее подразделения отбили у ИГ стратегическую плотину Тишрин, куда после прибыл американский спецназ (подробнее от этом читайте в материале «СП» — «Войска США высадились в Сирии»).
Однако с середины марта вновь стали поступать сообщения об ее активизации. Так, 14−15 марта подразделения при поддержке самолетов ВВС и ВМС США освободили селения Аль-Каттах, Аль-Хувайша и Бир-Хаммуд, и остановились в 27 километрах от столицы ИГ.
На этом фоне агентство Reuters сообщило, что правительство США всерьёз задумалось о переброске в Сирию дополнительных отрядов спецназа. А 3 марта представитель Пентагона — полковник Стив Уоррен — заявил, что военное ведомство возобновляет подготовку сирийских повстанцев.
Отметим, что, по словам некоторых экспертов, последнее решение продиктовано тем, что если штурм Ракки все-таки состоится, то нужны силы, которые закрепятся в городе, а имеющихся «умеренных» из состава «Демократических сил Сирии» не так уж и много.
Что касается спецназа США, то сейчас западные СМИ утверждают, что в настоящее время в Сирии действует только 50 американских спецназовцев, об отправке которых в САР Обама официально заявлял с трибуны в конце октября (именно эти спецназовцы-авианаводчики прибыли в ноябре Кобани для помощи «Демократическим силам Сирии»).
Но, судя по всему, американских военных в САР значительно больше. В тех же западных СМИ ранее неоднократно отмечалось, что на территории Сирии действуют коалиционные силы специальных операций (ССО), возглавляемые американцами. Добавим сюда еще инструкторов, работающих с сирийскими курдами, а также агентов многочисленных разведведомств США.
О том, как все эти события увязываются с соглашением о перемирии, рассказывает старший аналитик Центра изучения кризисного общества, эксперт РСМД и Института Ближнего Востока Сергей Балмасов.
— Тегеран вынужден поддерживать и защищать союзный режим Асада, в который он активно вкладывал деньги 15 лет. Последние два года иранские подразделения КСИР активно участвуют в конфликте, причем, судя по динамике потерь (иранцы их особо и не скрывают), отнюдь не в качестве советников.
КСИР проявил себя на алеппском и пальмирском направлениях, также в войне активно участвуют подразделения «Хезболлы» и афганских хазарейцев, поддерживаемые Ираном. Но его роль на этом не ограничивается: Тегерен тащит Сирию на финансово-экономическом буксире, поставляет топливо, ГСМ, продовольствие и т. д. Так что в переброске армейского спецназа в Сирию ничего удивительного нет.
Теперь что касается Соединенных Штатов. На днях президент Турции Реджеп Эрдоган побывал в Америке, где встретился с Обамой и провел переговоры с вице-президентом Джо Байденом.
Судя по сообщениям СМИ, были достигнуты договоренности, что якобы США осаживают курдов в плане наступления на Джераблус и другие важные для турок территории, что американцы объявляют РПК террористической организацией и т. д.
Но проблема в том, что после ирано-российского освобождения Пальмиры Штатам и их коалиции тем более нужно что-то противопоставить в Сирии. И перекрыть этот успех может только взятие Ракки. Однако тут есть много «но».
Во-первых, курды как отдельные бойцы действуют хорошо, но как они будут воевать в составе объединенного контингента — вопрос, к тому же для штурма города все-таки нужно тяжелое вооружение.
Во-вторых, Штатам сейчас нужно каким-то образом приструнить турок, чтобы они вели себя более-менее цивилизованно и не действовали вразрез с американцами, а также заставить плясать курдов под свою дудку, чтобы продемонстрировать успехи в Сирии.
Теоретически США могут заявить сирийским курдам, мол, вы можете освобождать вот эти территории, а те — ни в коем случае. Но сейчас с курдами также активно пытается заигрывать Россия (были даже факты поставок им грузов военного назначения), и они в такой ситуации имеют пространство для маневра. Так что здесь до конца еще ничего не решено.
Сложная ситуация и с перемирием. С одной стороны оно принесло свои плоды: позволило в какой-то степени высвободить сирийской армии силы для ударов по ИГ. На некоторых направлениях, например, южнее Дамаска отмечены случаи боестолкновений некоторых вооруженных отрядов оппозиции с «Бригадами мучеников Ярмука», которые еще называют «облегченной версией ИГ».