Описывать идеологические кунштюки сталинизма на пути консервативной ревизии не только Маркса, но и Ленина — дело сегодня довольно скучное. Маркс — патриот эмансипации. Сталин и сталинизм — ее злейшие враги. Ленин — патриот “классовой” демократии, реального участия рабочих во власти. Сталин — ликвидирует это участие, заменяя его на фашистский лад редкими, но эффектными жестами социального патронажа. Маркс и Ленин — интернационалисты, чтобы не сказать — космополиты.
Сталин — великодержавный националист с уклоном не только в антисемитизм, но и вообще в подозрительность по отношению к “национальностям”, с которыми он без церемоний расправлялся. Не следует слишком буквально воспринимать и тезис сталинизма об обострении классовой борьбы. Это не классовая борьба, а сталинская политика модернизации, которая во всех отсталых странах упиралась в земельно-крестьянский вопрос, но Сталин решил ее столь радикально, что народное хозяйство СССР вернулось в средневековье. Если это и был социализм, то такой, который Маркс называл феодальным. Это было не что иное, как феодально-консервативная индустриальная революция. Индустриальный феодализм, сходный с гитлеровским “социализмом”, при котором, правда, сохранялась частная собственность, но она существовала под столь жестким политическим и партийно-бюрократическим контролем, который ставил собственников в почти что ленную зависимость от власть имущих.