Отдельно надо пояснить, что такое уровень депривации (второй параметр). Он определяется путём анализа таких показателей, как способность покрыть незапланированные расходы, проводить недельный отпуск вне дома, расплатиться с долгами, каждый второй день кушать мясо и рыбу (или их вегетарианские аналоги), платить за отопление, быть в состоянии приобрести стиральную машину, телевизор, мобильный телефон и автомобиль. Эксперты «Евростата» допускают, что, если человек не может себе позволить хотя бы четыре вида расходов из этого перечня, он живёт в тяжёлой материальной отчуждённости.
К примеру, по итогам 2011 года по уровню депривации в ЕС занимает второе место Латвия: количество людей, живущих в состоянии тяжёлой материальной отчуждённости, здесь составило 31%. Особенно же остро проблема депривации коснулась жителей Болгарии (44%). Тройку «антилидеров» замыкает Румыния (30%).
Проблемы с доступом к рынку труда испытывали примерно 10% европейцев в возрасте до 59 лет. Наиболее остро эти проблемы стояли в Бельгии (15%).
Что касается бедности, то на первом месте в списке обнищавших евростран стоит Болгария: здесь класс бедноты насчитывает 49%.
Румыния тоже не блещет богатством: она на пару с Латвией угодила на второе место. И там, и там — по 40 процентов бедняков. Прибалтийский кризис гармонично дополняет Литва с 33%. (В Эстонии ситуация не так плоха: там бедствует 23,1%).

В Греции и Венгрии нищих и бедных примерно по 31 проценту.
Лучше всего обстоят дела в Чехии. Здесь прозябает всего 15% граждан. Швеция и Нидерланды висят у неё на хвосте: там удельный вес бедности составляет 16%. В Австрии и Люксембурге — 17%, а в Германии и Франции — по 19,5%. В последних странах, особенно в Германии, которая тянет за собою весь ЕС и неприметно претендует на роль экономического «рейха», бедных могло бы быть и поменьше. Однако среди тамошней нищеты довольно много мигрантов — африканцев и арабов с Ближнего Востока, больших любителей жить на пособия.
В исследовании «Евростата» учитывалось несколько показателей, в первую очередь уровень реального дохода населения. Получающие зарплату в размере менее 60% от средней зарплаты в стране по меркам ЕС — бедняки. В Румынии ты бедняк, если получаешь 283 евро в месяц, в Британии с её дороговизной — 1202 евро.
(Для сравнения уместно привести некоторые данные по России. У нас за чертой бедности находится около 18 млн. человек, или 13% населения, — т. е. в разы меньше, чем в иных странах ЕС).
Заодно в Европе уменьшается численность среднего класса.
К среднему классу, например, в Германии, относятся те, чей доход составляет от 70 до 150% от среднего заработка (1130-2420 евро в месяц на человека). Учёные из Немецкого института экономических исследований в Берлине и эксперты из Бременского университета пришли к выводу: с 1997 по 2010 гг. прослойка крепких «бюргеров» в Германии съёжилась на пять с половиной миллионов человек. Людям с низкими доходами стало почти невозможно пробиться «наверх». Преуспевают лишь детки богатеньких.
Как победить бедность в ЕС, знает сударь Ги Верхофстадт, бывший премьер-министр Бельгии, лидер одной из крупнейших фракций Европарламента — Альянса капиталистов и демократов за Европу. Он предложил создать… Соединённые Штаты Европы.
Под СШЕ он понимает объединение европейских стран в федеративное государство. Такой проект он называет «единственным реалистичным сценарием».