Борис Кандидов: сборник «Легенда о Христе в классовой борьбе». В последней главе есть материал о влиянии религиозных праздников на народное хозяйство. Материал интересен тем, что напрочь опровергает миф о гонении церкви. Я вам процитирую оттуда где-то со страницу, и вы поймёте по тексту, что если такое позволяли себе россияне в Москве, в столице «жидобольшевистской РСФСР», то вывод однозначен: религия была по-народному вписана в жизнь, что было бы просто невозможно при каком-то прессинге.
«Праздничные прогулы очень скверно отражаются на работе наших фабрик и заводов. Вот несколько примеров из хроники московских фабрик и заводов в дни старого Рождества.
В первые дни старого рождества, - сообщает "Комсомольская правда", - почти на всех предприятиях Москвы резко увеличились прогулы. Ни ячейки, ни фабзавкомы ничего не предпринимали для того, чтобы предотвратить прогулы.
На фабрике "Пролетарий" при 600 чел. рабочих не вышло на работу 60 человек. На фабрике "Красный текстильщик" в двух сменах не работало 104 человека. Эта фабрика принадлежит тресту "Пёстроткань". Член Правления треста Мурашов пригласил на фабрику трёх попов с молебном и водосвятием. Чинно получив пропуск на фабрику, совершив богослужение, попы отправились дальше совершать молебны по приходу на Красной Пресне.
На заводе имени Владимира Ильича в первой смене всё обошлось сравнительно благополучно. На работе было только несколько пьяных. Зато во второй смене около 20 человек, получив жалованье, не пошли на работу. Ни ячейка, ни правление клуба ничего не предприняли против того, чтобы отвлечь рабочих от пьянки. Рядом с клубом лавка Госспирта была переполнена, и очередь как раз доходила до дверей клуба.
90 человек не вышло на работу на кондитерской фабрике "Красный Октябрь". Добрая половина из них не работала по неуважительной причине.
В типографии имени Дунаева 15 рабочих пришли на работу в стельку пьяными.
На фабрике "Москвошвея" № 13 "Красная Швея" не явилось на работу 195 человек. Накануне не явилось 142 человека.
На фабрике "Красная прядильня" им. А.И. Ульянова неявилось где-то 6,5% человек.
Из этой краткой сводки мы видим, насколько значительный ущерб наносит только один "святой праздничек" нашему хозяйству. Заслуживает внимание то, что даже член правления треста Мурашо заботится об укреплении поповской работы. Очень жаль, что не было фотографа, чтобы увековечить картину молебна и окропления святой водой фабричных машин в Красной Пресне на 11-м году Октябрьской Революции. С такой рационализаций далеко не уедешь.
Широкой рекой разливается в праздники пьянство и хулиганство. К вечеру 7-го января 1927 года в связи со "Старым Рождеством" в Москве милицией было задержано свыше 400 человек пьяных. По городу и на окраине пришлось для борьбы с праздничным хулиганством отправить усиленные наряды пешей и конной милиции.
В эти дни особенно много работы достаётся скорой помощи. В то время как 1 мая 1926 года, в день пролетарского праздника, вызовов скорой помощи в Москве было 127, то 3 мая, в день пасхи, количество вызовов составило 291, т.е. увеличилось больше, чем в два раза. 24 декабря (под рождество) вызовов было 125, а 25 декабря - 183. Дни "Старого Рождества" тоже дали значительное повышение. В то время как 6 января 1927 года было 103 вызова, 7 января уже - 153 (см. Шейнман "Религиозность и преступность").
В следущем году эта безобразная картина не изменилась: 7 января 1928 года к одним лишь пострадавшим от пьянства было 150 вызовов скорой помощи. И это мы наблюдаем в столице нашей Родины городе Москве, где хорошо поставлена медицинская помощь, учитывая к тому же возросший автомобильный парк столичной медицины. К этому надо добавить то, что тут у нас, в центре, хорошо поставлена статистика. А теперь если мы представим себе всю страну, со всеми её отдалёнными областями и районами, где и контроль за дисциплиной меньше, и попустительства больше, то общая картина праздничной разрухи и безпорядка будет ужасающая.