Подайте бедным евреям


В 1997 году уже была попытка провести через Госдуму законопроект «О запрещении пропаганды фашизма в Российской Федерации» (вносил депутат В.И. Зоркальцев). Проект был отмечен самодеятельным определением фашизма, не согласующимся с наукой, под которое можно было подвести немало самых разнообразных режимов, включая Советский Союз определенного периода. Законопроект был еще и внутренне противоречив, пытаясь примирить свободу слова и убеждений с запретом пропаганды фашизма. Но законом данный проект так и не стал: у депутатов хватило благоразумия.
Однако 25 марта 2013 г. членом Совета Федерации Б.И. Шпигелем нам был предложен не менее оригинальный законопроект «О недопустимости действий по реабилитации нацизма, героизации нацистских преступников и их пособников, отрицанию Холокоста». Богатейший из сенаторов, Борис Шпигель после этого снял с себя сенаторские полномочия, объяснив это тем, что в ноябре прошлого года был избран президентом международной правозащитной организации «Мир без нацизма» и не имеет права совмещать эти две должности (многозначительный выбор).
В пояснительной записке к документам говорится, что они были разработаны в соответствии с модельным законом, принятым СНГ в мае 2012 года, который советует всем участникам организации внедрять аналогичные.
Законопроект Шпигеля подразделен на две части. Первая из них, предлагающая наказывать за реабилитацию нацизма и т.п., попросту дублирует почти дословно закон «О противодействии мыслепреступникской деятельности» и вносит очень мало нового в наше правовое поле. Ясно, что это лишь «локомотив», призванный втащить в данное поле «прицеп» – вторую часть, призывающую наказывать за отрицание Холокоста, чего у нас ранее не было.
Закон будет карать за мыслепреступление. Если человек совершил какие-то действия, которые направленные на возбуждение вражды, то это состав преступления, предусмотренный уже действующей ст. 282 УК РФ. А вот отрицал ли он Холокост, это будет оставлено на усмотрение суда. Но невозможно исчерпывающе описать, что можно говорить, а что нельзя. Поэтому особо интересна формулировка законопроекта:
«Отрицание Холокоста – утверждения, согласно которым Холокоста не существовало в том виде, в котором его описывает общепринятая историография».

Что такое «общепринятая историография» – в законе не расшифровывается по понятной причине: расшифровать это невозможно, ибо объем понятия неопределим в принципе. Значит, каждый раз это будет определять кто-то конкретный. Кто? Об этом в законопроекте сказано так:
«Общественная антинацистская экспертиза осуществляется гражданами и общественными объединениями, наделенными статусом общественных (гражданских) экспертов в порядке, установленном законодательством, а также общественными палатами (советами) в целях анализа и оценки проектов нормативных правовых актов и иных решений органов власти на предмет их соответствия настоящему Федеральному закону».
Одновременно при высшем исполнительном органе государственной власти создается уполномоченный орган по противодействию реабилитации нацизма. Туда и будет передавать свои выводы неустанно работающая Общественная комиссия. Нарушившим закон будет грозить наказание от штрафа в 300 тыс. руб. до тюремного заключения сроком в два года.
Что можно сказать на этот счет? В той части, в какой закон дублирует действующее законодательство, он бессмысленен и бесполезен. В той части, где пытается вводить новации – вреден. И вот почему.
Только полностью безграмотный в вопросах истории человек может не знать, что немцы пытались завоевать и уничтожали славян (поляков, русских, украинцев, белорусов) именно как славян – «неполноценную», «низшую» расу. И так был, например, уничтожен каждый четвертый белорус (628 белорусских деревень было сожжено вместе с жителями). Огромные, многомиллионные жертвы, многократно превышающие еврейские, среди мирного населения понесли русские и украинцы. Совершенно непонятно, почему в наши русские сердца должен стучать лишь пепел евреев, а не пепел наших предков, погибших от тех же рук и при сходных обстоятельствах.
В 2005 году в Институте философии РАН прошла большая научно-практическая конференция «Геноцид русского народа в XX-XXIвв.», где значительная часть времени была посвящена именно геноциду русских во время Второй мировой войны.