Как справедливо говорится в статье Н. Васильевой, это является следствием
того, что пишутся эти учебники философами. Большинство из них знакомо с дос-
тижениями науки либо из сообщений СМИ, где давно уже преобладают псевдо-
научные сенсации и откровенная бредятина, - либо же из трудов своих собратьев,
специализирующихся на "философских проблемах естествознания", - которые
часто являются бывшими неудачниками в науке. Самые яркие примеры - это зна-
менитые "науковеды" Кун и Фейерабенд, столь успешно распространившие среди
философов представления о тотальной относительности и преходящести выводов
науки. Оказавшись не в силах сами внести в нее реальный вклад, такие люди за-
являют, что зелен виноград...
Лозунг "everything goes” (все сгодится), утверждение о том, что и выводы
науки и любой бред являются лишь равноправными "текстами" является одним из
базовых в еще пока модной философии постмодернизма, которой хотят соответ-
ствовать некоторые популярные, много пишущие - и о семье и браке, и о "множе-
ственности реальностей" - многосторонние философы, вроде В.М.Розина. Россий-
ским (б. советским) исследователям не привыкать к тому, что философия вместо
помощника оказывается врагом науки. Неоднократно демонстрировалось, что
теоретики постмодернизма, рассуждая о результатах науки, просто не понимают,
о чем идет речь. Обманутая публика оглядывается друг на друга, и никто не ре-
шается сказать, что король-то голый. Американский физик А. Сокал провел в
1996 г. остроумный эксперимент, доказывающий это. Он опубликовал статью, по-
священную-де перелому в философии науки (под названием «Нарушая границы: к
104
трансформативной герменевтике квантовой гравитации»), которую псевдофило-
софы с восторгом приняли как развитие «постмодернистского дискурса». Однако,
дождавшись восторгов этой публики, Сокал заявил, что его статья является бес-
смысленным набором слов, лишь правильно связанных грамматически. Об этой
истории рассказал известный поборник научной истины биолог Ричард Доукинс,
который приводит и адрес сайта: при каждом новом заходе там можно ознако-
миться с новым постмодернистским «дискурсом». Ныне действующий адрес это-
го сайта таков:
http://www.elsewhere.org/pomo.
Это синтаксически правильные тексты, составленные компьютером, и
смысла в них не меньше, чем в творениях упомянутых «философов».
Один из создателей теории кварков Ш. Глэшоу отмечает, что «наиболее
строгими критиками науки оказываются, как правило, те, кто знаком с ней мень-
ше всего». Это касается и отечественных «науковедов» – и даже «классиков» со-
циологии науки, самые яростные из которых происходят из студентов, которым
физика оказалась не по зубам… Вопиющая научная безграмотность столпов "эс-
тетствующего иррационализма", - как справедливо классифицируют постмодер-
нистских "науковедов", показана в статье Д. Манина в нашем Альманахе.
Приверженцы постмодернизма, как и клерикалы, считают, что науке нечего
противопоставить старому тезису о субъективности научного знания, якобы дока-
занному Куном и Фейерабендом. Однако коллективный опыт человечества дока-
зал инвариантность и адекватность нашего восприятия мира, как и нашу способ-
ность познать его. Можно, конечно, говорить о "полимундии", множественности
реальностей (В.М.Розин) - и тогда объективная, общая для всех реальность явля-
ется, наверно, продуктом мозга, отравленного недостатком ЛCД или алкоголя в
крови. Однако дело просто в том, что мы дети нашей Вселенной и не смогли бы
существовать, воспринимая ее не такой, какова она единственно есть, и если бы
наша логика не соответствовала бы объективной логике мироздания. Интерпрета-
ция окружающего мира, не соответствующая объективной реальности, приводила
к быстрому исчезновению особей с такими наклонностями... Этот вывод эволю-
ционной теории познания (Г.Фоллмер и др.) объясняет, почему научное знание
адекватно окружающему нас миру.