ИЗРАИЛЬСКИЙ ЦЕНТР ИНФОРМАЦИИ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА НА ОККУПИРОВАННЫХ ТЕРРИТОРИЯХ БЕЦЕЛЕМ
Со времёни войны 1967 года. Израиль построил на Западном берегу реки Иордан (включая Восточный Иерусалим) и в секторе Газа 152 поселения, которым был придан законный статус министерством внутренних дел. Кроме того, были созданы десятки форпостов разного вида. Некоторые из этих форпостов со всех точек зрения представляют собой поселения, но министерство внутренних дел их таковыми не считает.
На оккупированных территориях Израиль установил режим сепарации и дискриминации, использ y я две системы законодательства, при которых права человека определяются национальной принадлежностью. Это единственный в своём роде режим, вызывающий в памяти самые зловещие режимы прошлого, подобные южноафриканскому апартеиду.
Под этим режимом у палестинцев были похищены сотни дунамов земель, отведенных под строительство поселений, в которых теперь проживают сотни тысяч израильтян. Израиль запрещает палестинцам пользоваться этими землями, используя поселения для оправдания многочисленных нарушений прав палестинского населения, таких как право на жильё, право зарабатывать на жизнь и право на свободу передвижения. Предпринятое Израилем перекраивание карты Западного берега делает невозможным создание жизнеспособного палестинского государства в рамках реализации права палестинского народа на самоопределение.
В то же время, поселенцы пользуются всеми правами, которыми наделены граждане Израиля, проживающие в пределах «Зеленой линии»; в некоторых случаях им даже предоставляются дополнительные льготы. Огромные финансовые, юридические и бюрократические усилия, которые Израиль приложил к созданию поселений, превратили их в островки гражданской жизни на территории, находящейся под военным режимом, а самих поселенцев – в людей, наделённых особым статусом. Для поддержания этого беззакония Израиль постоянно нарушает гражданские права палестинцев.
Особенно заметно то, как Израиль манипулирует законом, с тем чтобы придать деятельности по созданию поселений видимость законности. Пока действовавшее иорданское законодательство содействовало Израилю в достижении его целей, цинично и тенденциозно использовался тот аргумент, что, согласно международному праву, на оккупированной территории должны действовать те же законы, которые были приняты до оккупации. Когда же иорданские законы перестали удовлетворять требованиям Израиля, он без колебаний отверг их, ввёл военное правление и разработал новые правила в соответствии со своими целями. Тем самым Израиль попрал международные соглашения, направленные на предотвращение нарушений прав гражданского населения и его защиты в условиях оккупации.
При том, что само создание поселений является незаконным, а также ввиду нарушения гражданских прав, обусловленного их существованием, БЕЦЕЛЕМ требует от израильского правительства эвакуировать поселения. Эта акция должна быть проведена при соблюдении гражданских прав поселенцев, включая выплату компенсаций.
Ясно, что эвакуация поселений представляет собой сложную задачу и потребует времени. Однако, ряд мер может быть принят незамедлительно, в том числе – сокращение, насколько это возможно, числа нарушений прав человека и международного права. Например, правительство должно прекратить строительство новых объёктов на территории поселений, будь то с целью создания новых или расширения уже существующих поселений. Правительство должно также заморозить проектирование и строительство новых объездных дорог и запретить экспроприацию и захват земель, предназначенных для строительства объездных дорог. Правительство также должно вернуть палестинским деревням все незастроенные земли, находящиеся под муниципальной юрисдикцией поселений и районных советов, упразднить в поселениях бюро по планированию и, наконец, лишить местные власти полномочий разрабатывать генеральные планы поселений и выдавать разрешения на строительство. Правительство также должно прекратить практику предоставления льгот, поощряющих израильтян переселяться в поселения, и, в свою очередь, выделять средства для поощрения поселенцев, желающих переселиться в пределы «зеленой линии».