В марте 1911 года киевские гимназисты обнаружили в пещере бездыханное тело юноши со следами насильственной смерти. На трупе Ющинского было обнаружено несколько десятков колотых ран. Следствию по горячим следам не удалось отыскать злодеев. Подозревали чету Приходько - приемного отца и мать самого Андрея, шайку скупщицы краденого Веры Чеберяк. Все "не клеилось". И тогда в письмах некие анонимы подсказали направление поиска - мол, это ж ясно как в божий день - ритуальное убийство. Кровь нужна христианская, чтоб замесить на ней мацу.
Листая пожелтевшие страницы изданий той поры, просто диву даешься: как легко часть общества, даже некоторые представители интеллигенции, повелись на дикую нелепицу, подброшенную, как мне кажется, абсолютно не случайно. Вот уже и газета "Земщина" пишет не стесняясь: "Жиды убили, нет, не убили, а мучили целыми часами свою жертву…". А внешне респектабельное "Новое время" призывает к расправе над всеми без исключения евреями. И пошли по империи некогда великой, расползающейся на глазах, погромы. Враг и виновник всех бед был обозначен.
А под состряпанную "идеологическую мулю" скоренько нашли необходимого персонажа для битья. Некоего неприметного на вид Менделя Бейлиса, отца пятерых детей, скромного приказчика с кирпичного завода. И невдомек "сознательным", что Бейлис этот никогда не был религиозным, не чтил обрядов и правил, в субботу работал, за что не раз подвергался нападкам правоверных иудеев. Даже со священником православной церкви дружил, старался помочь его приходу.
Вся вина приказчика состояла в том, что он - еврей. А значит - подходящий козел отпущения. И болтаться бы Бейлису в петле или гнить на вечной сибирской каторге, если б в стране жили одни "солидные" да "озабоченные". Но не тут-то было. Появляется на свет белый обращение "К русскому народу. По поводу кровавого навета на евреев". Подписантов - аж 160 человек. Вот лишь некоторые фамилии: В. Короленко, А. Куприн, М. Горький, В. Серафимович, А. Блок, десятки знаменитых ученых, депутатов Государственной думы России. Даже митрополит Киевский Флавиан публично выступил в поддержку безвинно обвиняемого человека.
Многонациональная страна встрепенулась от попытки обвинить не просто конкретную личность, а целый народ в зверствах и преступлениях. Два члена Киевской судебной палаты - русские И. Каменцев и Л. Рыжов - выносят вердикт: "Следствие о Бейлисе надлежало бы прекратить". А сам процесс для юристов и историков во всем мире навсегда стал примером противодействия ксенофобии и антисемитизму.
Убийцу Андрея Ющинского в итоге не нашли, как, к слову, и злодея, виновного тогда же в смерти еще одного юноши в Фастове. Правоохранители отметили - подряд два преступления, совершенных с особой жестокостью, похоже, совершены одним маньяком. Но довести дело не удалось. Сначала грянула Мировая война, потом - революция.