Хомни - продукт эпохи индустриализации, роста населения. Он воздействует на биосферу и имеет свои потребности...
"Искусственный человек"
Не так давно я была в Белизе и, сидя в джунглях, наблюдала за работой колонии огненных муравьев. Каждый из них по отдельности - грозное создание длиной в несколько сантиметров, которое сильно кусается. Но вместе они образуют, по выражению американского энтомолога Э. О. Уилсона, "сверхорганизм" из тысяч слаженно действующих муравьев, которые систематично пожирают все на своем пути, уничтожая деревья и посевы, сгрызая изоляцию с проводов и другого электронного оборудования.
В некоторых местах муравьи даже "крышуют" тлю и жуков, которые взамен носят им нектар. Кроме того, сверхорганизм нашел способ выживания в условиях тропических ливней - когда начинается потоп, муравьи цепляются друг за друга, образуя "спасательный плот".

Муравьи тоже умеют "крышевать" чужой бизнес
Истощив все имеющиеся ресурсы, муравьиная община перебирается на новое место. Муравьи за 50 с лишним миллионов лет до людей наладили полноценное хозяйство: они выращивают и доят "скот" (тлю), строят замысловатые жилища, держат рабов и ведут масштабные бои с применением психологического оружия. Сравнивать их с людьми можно до бесконечности.
Применить понятие сверхорганизма к людям несколько сложнее - по отдельности мы более самостоятельны, чем клетки и даже муравьи. Однако за прошедшие века этот механизм представал в самых разных образах.
Древние греки полагали, что все мы являемся клетками высшего существа. Некоторые уподобляли задачи, исполняемые каждым из нас в обществе, - такие как выработка энергии или добыча пищи - функциям отдельных органов тела.
Английский философ Томас Гоббс, живший в XVII веке, писал, что общество образует "искусственного человека", который функционирует (через цивилизацию) таким образом, чтобы обеспечить собственное выживание.
Вступая в эпоху антропоцена, мы наблюдаем практическое воплощение этих представлений с беспрецедентным размахом. Отдельные люди или общества на местном или региональном уровне могут влиять на ландшафт, водоемы или разнообразные формы жизни, но наш сверхвид действует в планетарных масштабах.

Ледники тают не просто так. Готов ли новый сверхорганизм взять на себя ответственность за планету?
Хомни уже контролирует три четверти запасов пресной воды на Земле, занимает более трех четвертей поверхности суши, свободной ото льда, и оказывает воздействие на атмосферу, различные формы жизни, а также на химические и биологические свойства океана.
Хомни даже уже начали засорять космос телескопами, спутниками и прочим искусственным мусором. Воздействие хомни на окружающую среду подобно наступлению аргентинских муравьев в глобальном масштабе.
В современном обществе отдельные люди все меньше и меньше способны функционировать независимо друг от друга, для нас все делает сверхорганизм: питает, одевает, снабжает энергией множество наших приборов, информирует и лечит нас и даже помогает нам размножаться за счет суррогатного материнства и ЭКО. В ближайшие десятилетия доступ к интернету, вероятно, уже будет обеспечен во всех уголках земного шара, мы еще больше интегрируемся в сетевое общество, а те, кто останется за пределами нового сверхорганизма, окажутся в культурной и технологической изоляции.
Кроме того, в ближайшие десятилетия доступ к электроэнергии, санитарно-гигиеническим средствам и антибиотикам станет почти всеобщим, за счет чего человек в эпоху антропоцена в среднем будет жить вдвое дольше и иметь базовые представления о научных, геополитических, культурных и социальных факторах, движущих миром. Итогом станет настолько новый образ жизни, что это будет практически равносильно появлению нового подвида. Да, антропоцен и хомни являются продуктом деятельности современного человека