В рамках предлагаемой версии рассмотрим второй день боя. 15 мая эскадренного сражения, как такового, уже не было. Четыре наших броненосца, представляющих собой некоторую монолитную группировку, под командованием адмирала Небогатова, окружённые, сдались в плен главным силам японского флота. Напомню, что сдавшаяся эскадра состояла из трёх кораблей отряда адмирала Небогатова и изуродованного до неузнаваемости броненосца «Орёл», практически без боекомплекта. Боя не было, но, если Вы в книге А. Новикова посмотрите на схему сдачи, окружённой эскадры, то обнаружите, что главные силы японцев во главе с адмиралом Того, подходят к нашим кораблям с их правого борта, как и полагается по науке.
Из четырёх броненосцев, погибших 15 мая, лишь «Адмирал Ушаков» участвовал в артиллерийской дуэли, что, конечно же, не способствует обобщениям, но, тем не менее, рассмотрим бой этого броненосца в ракурсе новой версии.
Движения «Ушакова» и ход боя я буду описывать по главе «Трагедия от недолётов» книги А. Новикова «Цусима».
«Было около четырёх часов дня. «Ушаков свернул на запад. Но два крейсера продолжали за ним гнаться. Теперь они оказались на правой его раковине. Дым от них стлался низко над морем, что бывает при очень сильном ходе. Дальномерщики определили расстояние – до противника было сто кабельтовых.
Но оно постепенно сокращалось. Неприятельские корабли вышли на параллельный курс и приблизились к правому траверзу «Ушакова». Уже можно было различить, что первым шёл «Ивате» под флагом контр-адмирала и сзади «Якумо»».
«Ивате» и «Якумо» - броненосные крейсеры из отряда адмирала Камимура, участвовавшие 14 мая в петле Того. Как и полагается по науке, они готовятся атаковать правый борт «Ушакова», который входил в эскадру адмирала Небогатова. Жрецы классической версии, если таковые ещё остались, могут возразить, что правый борт «Ушакова» является ближним к японским кораблям при таком преследовании. На этот выпад, я, согласившись, отвечу, что атаковать наш правый борт японцам приходится своим левым бортом, не участвующим в бою 14 мая. Напомню, именно правый борт японских крейсеров отправил на дно броненосец «Ослябя». Японцы имеют большое преимущества в силе и скорости, пополнение запасов угля и снарядов произведено ночью, но на атаку заходят не имеющим вчерашнего опыта бортом. Крейсеры могли бы и слева зайти, ограничений по запасам угля у них не было, как, впрочем, и по времени, т.к. к этому моменту главные силы нашей эскадры уже сдались, а мелкие наши корабли – не добыча для броненосных крейсеров. Посмотрим, что получилось у японских моряков при атаке своим левым бортом.
«С «Ушакова» всем правым бортом дали залп по «Ивате» - головному адмиральскому кораблю. Взметнувшиеся водяные столбы показали, что получились большие недолёты.»
При прицеливании в форштевень и стрельбе с правого борта «Ушакова» по науке первоначально должны быть недолёты слева от носа корабля противника. Но в бою, когда корабль один и орудия его не стреляют одновременно, пристрелка такого рода, о которой мне так долго говорили оппоненты, действительно имеет место.
«Противник ответил ураганным огнём. Но японцы никак не могли пристреляться: в течение десяти минут ни одного снаряда в «Ушакова» не попало. Миклуха скомандовал идти прямо на неприятеля».
Вот Вам пресловутая точность стрельбы японских артиллеристов. Смотрите, как они долго пристреливаются. Японцы здесь попадают в ситуацию, аналогичную нашей в бою 14 мая, когда десятки орудий наносят удар по одной цели (см. пост о шимозе). Далее А.Новиков отмечает попадание в «Ивате» и пожар на нём. Если предположить, что «Ушаков» шёл на неприятеля в направлении «между ними» (только в этом случае можно использовать 120мм орудия обоих бортов, а хоть как-то беспокоить второй корабль в таком положении необходимо), тогда «Ивате», шедший головным, получил попадание с левого борта «Ушакова». Как и полагается по науке. Скептик опять возразит, дескать, японцы хотели потренировать артиллеристов своего левого борта и тем самым добавить им опыта. Я возражу: бой не место для тренировок, попадание в «Ивате» и пожар, как следствие такой тренировки, видимо нанесло серьёзный ущерб – моряков с «Ушакова», после его затопления, эти два крейсера из воды не поднимали.
Об адмирале Небогатове и мгле см. здесь:
http://www.nso-korpus.org/showthread.php?t=46127 мая исполняется 105 лет трагедии в Цусиме. В рамках этой Темы почтим память российских моряков, исполнивших свой воинский долг.