Ленин. Ещё раз о профсоюзах... январь 1921 года
диалектическая логика учит, что «абстрактной истины нет, истина всегда конкретна», как любил говорить, вслед за Гегелем, покойный Плеханов
что такое абстрактная истина?
• это истина абсолютная, истина вечная, истина относительная, истина условная, истина субъективная, истина формальная, истина всеобщая, истина адекватная... - все это некие правдоподобия
Маркс. Тезисы о Фейербахе, 1845 год
«Вопрос о том, обладает ли человеческое мышление предметной истинностью, — вовсе не вопрос теории, а практический вопрос. В практике должен доказать человек истинность, т. е. действительность и мощь, посюсторонность своего мышления. Спор о действительности или недействительности мышления, изолирующегося от практики, есть чисто схоластический вопрос.»
В дискуссии о профсоюзах Ленин рассматривает отличия позиций Бухарина и Троцкого, называя их ключевые слабости. У Бухарина это пустопорожнее жонглирование эклектикой. У Троцкого это упущение самого существенного. Поясняя все это на примере бухаринского стакана в рамках основных принципов диалектического мышления.
1. Знать предмет - учитывая все его стороны, все связи, все применения...
2. Брать предмет в его развитии, «самодвижении», изменении, живом процессе.
3. Вся человеческая практика должна войти в полное «определение» предмета и как критерий истины и как практический определитель связи предмета с тем, что нужно человеку.
4. Помнить что «абстрактной истины нет, истина всегда конкретна» - поверять слова-понятия-обобщения-абстракции конкретикой, восходить от абстрактного к реальной практике.
что такое конкретная истина?
• это и сущее, и процесс слияния мышления с реальным целевым предметом, и практические результаты данного слияния
с учетом того, что человек и его логос-мышление сущности биологические, общественные и политические
и первым делом здесь - как советовал Декарт - следует договориться о понятиях, обеспечивая тем единство целевой+предметной+коллективной практики, - начиная с самой общей рациональной логики
так Богданов, критикуя ленинский "Материализм и эмпириокритицизм" (в работе "Вера и наука", 1910), указывает на содержательные ошибки Ленина
• Религиозное мышление есть мышление авторитарное, прямо следует из авторитарных трудовых отношений (которые в свою очередь являются прямым следствием стайных лидерных отношений).
• Оно характеризуются склонностью к абсолютным, высшим и вечным истинам, обеспечивающим безусловное+надежное+некритичное авторитарное подчинение.
• Пример вечной и абсолютной истины Энгельса-Ленина - «Наполеон умер 5 мая 1821 года» - на поверку конкретностью оказывается просто условным фактом, сложенным из содержательных ошибок: молодой Наполеон на вершине своей славы и Наполеон дряхлый-поверженный-умирающий в изгнании; 5 мая 1821 года во Франции это григорианский календарь, в России на момент написания работы Ленина и ответа Богданова действовал юлианский календарь. Собственно этот условный факт не имеет отношения к истине как явлению сущностного познания.
• Ленин утверждает, что «абсолютная истина складывается из суммы относительных истин», и путем относительных истин «мы безусловно приближаемся к ней». Богданов отвечает: понятие «абсолютного» фиктивно, ибо содержание понятий берется только из опыта, а в опыте нет и не может быть ничего абсолютного. Поэтому сколько не складывай зайцев относительных истин, абсолютного льва все равно не существует.
и так далее
к сожалению, Богданов не предложил способа уточнения марксовой диалектики помимо сложения относительных зайцев рациональных практических достижений - то есть накопления количественных изменений, что сам же и высмеял
ограничился тезисом: идеология - это организующая форма социального бытия, в которой всякая «истина» – организующая форма опыта
по существу, это отражение принципа мирового Единства, или Все есть во всем
диалектика как метод познания - это иное, это погружение от конкретного видимого в качественное абстрактное (=сущее) и далее восхождение от абстрактного-сущего в конкретную общественную рациональную практику