интересная цитата с молодёжного православного сайта :
ЯЗЫЧНИКИ КРОВАВЫЕ В ГЛАЗАХ...
А как же насчёт насилия, которым сопровождалось массовое крещение? Оно было? Летопись говорит, что Владимир, призывая народ креститься, заявил: "если кто не придёт завтра на реку, да не будет мне друг". Это насилие? Для современного человека, воспитанного на "свободе совести" и "правах человека" - несомненно. И с этим трудно спорить - опять же применительно к нашим дням. Но тысячу лет назад массовое мышление было совсем иным. Человек не воспринимал себя как уникальную, независимую личность. Он видел себя прежде всего частью своей семьи, своего рода, своего племени. И князь мыслился не как "гарант конституции" или "управдом", а как отец народа, через которого проявляется воля небес. Поэтому религиозный выбор князя большинством воспринимался как нечто правильное, необходимое всей Руси. При таком подходе говорить о насилии трудно.
Интересно сравнить крещение Руси с крещением большинства стран Запада. Там, как отмечают историки, уровень насилия был на порядок выше. В Исландии, к примеру, выбор для вассалов конунга Олафа стоял между крещением и смертью. Карл Великий, создав огромную западную империю, крестил её огнём и мечом. Да и на Востоке, в той же Византии конца IV века император Феодосий II налагал суровейшие наказания на тех, кто оставался верным язычеству. А спустя пятьсот лет после Владимира произошло крещение народов Прибалтики. Тевтонский орден действовал с чудовищной жестокостью. Тех, кто отказывался принять крещение, казнили. Тех же, кто крестился, обращали в орденских рабов.
А на Руси - поразительная пассивность и княжеской власти, и Церкви по отношению к язычникам. Ни в одном из известных нам списков Церковного Устава, в отличие от аналогичных памятников Западной Европы, нет наказания за языческое вероисповедание, за непосещение церкви. Люди могли быть формально крещены, но всю свою жизнь ходить на языческие капища и приносить там жертвы. Археологи нашли массу таких капищ, относящихся к XI, XII и даже XIII вв. Русь уже почти триста лет как крещена, а люди до сих пор совершают языческие обряды... Сын Владимира, Глеб, едет на княжение в Муром и, не в силах перебороть язычников, поселяется вне города. Христианство утверждается здесь только в XII веке. Другой сын, Ярослав, долго борется с жителями селения "Медвежий угол". И в итоге, не сумев совладать с людьми, поклонявшимися богу-Волосу, также закладывает церковь и строит город (будущий Ярославль), по соседству с которым ещё долго совершаются языческие жертвоприношения.
Да, иначе проходило крещение Новгорода, где "Путята крестил мечом, а Добрыня огнём". Но вспомним, что Владимир княжил в Новгороде девять лет, что он с помощью новгородской дружины победил брата и сел в Киеве под знаменем возврата к вере отцов. Можно представить, сколько жрецов и всякого рода языческих фанатиков обреталось в Новгороде. А после крещения киевлян их стало ещё больше. Так что Владимир сам подготовил в Новгороде благодатную почву для будущих языческих бунтов.
Однако в целом княжеская власть на Руси не применяла силу в христианизации своих подданных. И в течение трёхсот лет православные храмы порой соседствовали с языческими капищами. Так продолжалось вплоть до монгольского нашествия.
А вот взгляд на современность :
Которое (язычество), кстати, в наши дни вновь поднимает голову, то в виде маргинальных сект, то как модные умонастроения в молодёжной среде.