ВАЗелин для ВАЗофобовОпубликовано Борис Борисов в пн, 09/02/2009 - 18:33. / Комментариев: 160
«Сегодня он ругает ВАЗ, а завтра - Родину продаст».
Тот, кто не любит ВАЗ, - а) не патриот б) не мужчина в) и, в целом, неумный человек. Не патриот он потому, что ВАЗ - это гордость и легенда отечественного автопрома, не мужчина - потому что руки у него известно из какого места растут и заменить ремень генератора, скажем - для него задача неразрешимая, а не очень умный человек - в просторечии дурак - вот почему.
На вопрос «Что такое хороший товар?» существует, как минимум, несколько ответов. И один из них (возможно, главный) таков: Это то, что предпочитают потребители. Потребители, в конце концов, голосуют рублём, и такая голосовальная машина заведомо надёжней, чем «опрос», «общественное мнение» или «экзит-пол». Если спросить на выходе из автомагазина «Какую машину вы хотели бы купить?,» и большая часть ответит, скажем, БМВ или Мерседес, но на самом деле купит ВАЗ - то потребитель на этих самых честных выборах проголосовал именно за ВАЗ, и никак иначе.
Взглянем на результаты такого потребительского голосования без шор и предубежденности. Вот свежие данные за 2008 год: АвтоВАЗ выпустил за год 640 тысяч и продал 622 тысячи автомобилей по средней цене $9690 за машину. На втором месте - Шевроле (235 тысячи, втрое меньше, но... в этом числе и 54 тысячи «Шевроле-Нива» - совместного производства с тем же АвтоВАЗом). 189 тысяч машин продала Тойота. Все остальные - далеко, далеко позади. В итоге, 2008 год стал рекордным по количеству выпущенных автомашин марки ВАЗ. Даже в провальном для всего автобизнеса январе 2009 года ВАЗ умудрился продать 30 тысяч своих автомобилей. Любой другой автодилер танцевал бы джигу при таких показателях. Всего в 2009 году АВТОВАЗ планирует продать только на внутреннем рынке около 600 тысяч автомобилей. Добавим, что кроме этого ВАЗ поставляет партнёрам примерно 140 тысяч автокомплектов в год для сборки автомашин вне завода, из них 60 тысяч - на экспорт.
В структуре нашего легкового автопарка каждая вторая машина выпущена АвтоВАЗом. Напомню, что все их купили за деньги, добровольно, и подавляющую часть - уже в «рыночную эпоху». Назовите мне большую страну, где половину автомашин на рынке реализовал один национальный производитель - и я ставлю вам бутылку тормозухи (зачеркнуто) шампанского. ВАЗ это не просто история успеха - это история грандиозного коммерческого успеха, бизнес-легенда, наш фантастический, невероятный бренд, предмет нашей национальной гордости.
Да, число иномарок на нашем рынке растёт, и в 2008 году достигло трети парка. Но что интересно: в структуре парка они в основном вытесняют другие старые марки, а доля ВАЗа остаётся гораздо более стабильной.
Может быть мы одни «такое странные», что покупаем отечественное? Отнюдь. Экспорт российских легковых автомобилей вырос и за 2008 год составил 128 тысяч штук (на $910 млн. против $808 млн. годом ранее). Всего мир в 2008 году купил продукции нашего автопрома (с грузовиками) более чем на 1,6 миллиарда долларов. Лада оказалась одной из немногих автомарок, продажи которых выросли и в январе этого года на падающем немецком авторынке.
Да, ВАЗ - это производитель недорогих автомобилей. Большая половина претензий к нему относиться не собственно к машине, а к той рыночной нише, которую он занимает. Среди нуворишей и пижонов недорогое и отечественное модно и престижно презирать. Но, возможно, многим из них в текущем году придётся пересмотреть свою позицию. Средняя цена автомобиля, проданного в 2008 году в России, составила примерно 23 тысячи долларов. Совершенно очевидно, что в ближайшие год-два в связи с падением покупательной способности рынок упадёт, и средняя цена проданного автомобиля будет существенно ниже, за счёт перераспределения спроса в сторону бюджетного сегмента рынка... то есть, в пользу того же АвтоВАЗа - особенно после запуска новой кредитной линии с участием ВТБ и Сбербанка.
Очередное наглое враньё - про «безопасные японские машины» и «опасные машины-убийцы» (это, конечно же, Лады). В открытом доступе данных по смертности нет, но вот что можно нарыть в статистике, которую мне подкинул журналист из Тольятти Алексей Напылов. Возьмём регион с явно преобладающим японским парком (Приморье) и явно преобладающим парком ВАЗ (Самарская область):
"Приморский край: зарегистрировано 1525 дорожно-транспортных происшествий в которых погибли 326 человек .... Самарская область: зарегистрировано 2611 ДТП в которых погибло 425 человек». В Приморье один человек погибает в среднем на каждые 4,7 ДТП, в Самарской области - один на каждые 6,1 аварий. На 30 процентов реже. Таким образом, на деле-то - если проверить по честному - всё оказалось ровно наоборот, чем десятилетиями нас убеждали (и почти убедили!) вазофобы.