Уважаемый Сергей Георгиевич!
Хотелось бы услышать ваше мнение по следующим вопросам:
1. В своих книгах вы неоднократно писали, что одной из самых больших ошибок Советского Союза Вы считаете его невнимание к общественным наукам, что "мы не знали общество в котором живем", что "советское обществоведение провалилось", не дав в руки государственных управленцев связную теорию общества, фактически построенного после Великой Отечественной войны в СССР.
Я думаю, что в СССР всё же существовала теория, которая могла бы дать новый импульс развитию советских обществоведческих наук и предотвратить катастрофические для нашей страны 90-е годы. К сожалению, эта теория в Советском Союзе не была оценена в должной мере. Зато, как мне кажется, ее возможности отлично осознали противники СССР, которые, приняли ее на вооружение, выстроив на ее основе по сути как всю стратегию разрушения Советской страны, так и стратегию своего выживания в современном мире.
Речь идет о теории этногенеза Льва Николаевича Гумилева.
Я знаю из некоторых Ваших замечаний в Ваших книгах, что Вы относитесь к ней довольно скептически, однако уж больно хорошо эта теория объясняет события 20-го века, в том числе и трагическую для нас перестройку 80-90 гг., и главное - дает возможность предположить что нас может ожидать в будущем.
Не считаете ли Вы, что имеет смысл исправить ошибку советских обществоведов и историков и обратить серьезное внимание на теорию этногенеза Л.Н.Гумилева, построив на ее основе новое обществоведение?
2. В своих книгах Вы совершенно справедливо отмечаете, что советское общество 70-80-гг в значительной степени было больно социальным аутизмом. Есть мнение, что "социальный аутизм порождается чрезмерной беспроблемностью, чрезмерной обеспеченностью и размеренностью существования, когда все изначально есть и потому молодой (особенно) личности не к чему стремиться... " Что и произошло в СССР в период, когда ушло поколение, пережившее голод, войны и разруху. Получилось так, что поколение, которое обладало, говоря Вашими словами, "неявным знанием", не смогло передать эти знания своим ближайшим потомкам.
Видите ли Вы способы предотвращения этого опасного явления в обществе? Каким способом общество может сохранять и передавать "неявное знание" следующим поколениям?
3. Известно, что без элиты не может существовать ни одно государство, ибо она является связующим звеном между государством и народом, непосредственно осуществляя управленческие функции государства. В СССР основой элиты была партийная и хозяйственная номенклатура, в свое время сыгравшая огромную положительную роль в развитии страны. Но эта же самая элита впоследствии (80-90 гг.) и стала главным оружием, с помощью которого был разрушен Советский Союз.
Кроме вполне очевидных недостатков основных принципов формирования той элиты, существовали еще и такие негативные и очень опасные тенденции в их семьях:
" В этом бунте поколения был и еще один серьезный момент: ощущение этими детьми отсутствия перспектив в жизни. Они понимали, что законных оснований получить наследство отцов, советских функционеров, у них нет. То, что полагалось им, то, что им готовилось, было в их понимании ничто, пыль, нищета и унижение. Судьба обычных студентов, инженеров! Сын наркома не мог стать наркомом, а сын маршала не мог быть маршалом. И они понимали, что для обеспечения будущего им нужна другая идеология. А настоящее нужно отменить. В каком-то смысле это была попытка все-таки получить наследство и приумножить, встать на ступеньку выше, чем отцы. Дети словно предчувствовали эту обреченность. В 15 лет они понимали: сейчас — их лучшее время, лучше уже не будет. Не будут красться за ними охранники, их не будут катать самолеты. Не будет таких дач и машин. Не будут трястись губы у милиционеров от звука их фамилий. И мальчики не ошиблись. Впоследствии никто из детей советской элиты не превзошел своих отцов. Все "династические" браки распались. Множество "кремлевских" детей от безысходности спились."
http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1252610Способ предотвращения "перерождения" элиты вроде очевиден - это иной принцип ее формирования. Но какой именно? Понятно, что в действительно справедливом обществе в элиту должны входить лучшие люди страны, ее настоящая Честь и Совесть. Но как это сделать на практике?
И есть ли способы бороться с указанным негативом в их семьях, ведь на сегодня значительная часть наших олигархов - это и есть бывшие кремлевские дети, которые "захотели наследства"?