Алла, во первых благодарю вас за доброе, тихое, тактичное общение на форуме и во-вторых, рекомендую для прояснения поднятого вопроса ознакомиться с толкованием профессора Казанской духовной семинарии В. Несмелова (1863-1937) http://psylib.org.ua/books/nesme01/txt59.htm Его толкование первых глав Библии очень неожиданное, но не менее верное. Думаю вам понравится. Ссылку даю на одну главу, если придется по душе, можете прочитать всю книгу.
Содержание текста "Анализ библейского учения о сущности зла и о неизбежных последствиях его" не соответствует названию, поскольку прояснена не суть зла, а сделана попытка объяснения сути преступления Адама и Евы перед богом, за которое бог наказал их смертью:
Они подчинили свою душевную жизнь физическому закону механической причинности и, значит, ввели свой дух в общую цепь мировых вещей. Вследствие же этого, они естественно могли теперь жить лишь той жизнью, которая возможна и существует по собственной природе физического мира, а при этих условиях смерть является неизбежной.
Но в такой жизни нет зла как такового. Здесь как бы постулируется, что если человек совершил одно преступление, то он далее
обречен всегда совершать разнообразные преступления - вот это и есть зло. Именно этот смысл заключен в словах апостола:
наклонность к нему (злу), по крайней мере – в человеке, имеет значение физического закона жизни
Однако это ниоткуда не следует. Логически это - ошибочное утверждение. Можно говорить только о том, что если человек совершил преступление однажды, то он может совершить его еще раз, но это вовсе необязательно. А тут
закон.... Кроме того, здесь делается ошибка обобщения: т.е. , если этот человек способен съесть запрещенный плод, то он способен и убить... Уж очень "сильное" обобщение... Если его признать верным, то знаменитое ироничное утверждение 60-х годов:
"Сегодня он танцует джаз, а завтра Родину продаст!"
Следует признать вполне логичным по божески и христиански...
Откуда в человеке возник такой "физический закон жизни"? Однократное преступление (нарушение запрета) не может породить ЗАКОН. Все законы устанавливает бог, следовательно, склонность человека ко злу узаконена самим богом. Либо в качестве наказания, либо в качестве заложенного изначально "физического закона жизни"
Тогда получается
зло породил сам бог, установив его в качестве закона. Тогда и только тогда будут справедливы слова апостола:
зло не может исчезнуть из мира по одному только желанию людей уничтожить его
Рассуждения автора этой книги приводят к нежелательным для него выводам о виновности бога во всем зле, совершаемом человеком.