Июльский.
Несколько слов о психологии потерпевших, безотносительно к Беслану и Кесаевой.
Потерпевший, естественно , хочет, чтобы кто-то был наказан за его страдания, это необходимая компенсация морального ущерба. Но если виновных мнеожество, они связаны длинной цепочкой, то надо выбрать "главного виновника", на которого и возложить основную вину. Вот здесь и вступает в игру категория "доступности" виновника.
Это прекрасно понимал еще поп Гапон, который убеждал народ, что во всем виновны чиновники, а никак не батюшка Царь и не, упаси Боже, царский режим. Это понимали и в средневековой Москве, когда на копья бунтующих стрельцов сбрасывали с Красного Крыльца пару бояр. Это понимает и нынешняя власть, периодически сажающая в тюрьму то олигарха, то чиновника, то "оборотня в погонах". Вот они, виновники, но не, упаси Боже, воровской режим фирмы Ельцын и Сын, породивший и чеченские войны и разрушение страны и нищету народа. Вот уже для успокоения чеченцев посажены Буданов и Ульман, вот для успокоения русских сидит Ходорковский, для успокоения евреев сидит парень, махавший ножом в синагоге, но режим как был, так и остается и ничего по существу не меняется.
Попрежнему голодные и замерзающие пенсионеры требуют наказания то начальника ЖЭКа, то директора завода, то мэра поселка, ну, в крайнем случае, губернатора. Но попрежнему благоденствуют суперворы, торгующие народным достоянием и сидящие на мешках с деньгами, которых постоянно нехватает для ремонта отопительных труб или постройки жилья для неимущих. Попрежнему за спиной Путина, беседующего с Меркель, маячит срамная рожа Меченого, как символ того, что ничего в России меняться не будет и бабульки будут и дальше шуметь под окнами ничего не решающих мелких начальничков, требуя улучшения жизни.
Люди, потерпевшие от исторического преступления властей, желают сорвать свою злобу, но им подставляют максимум исполнителей преступлений, затеянных правителями, а чаще всего просто козлов отпущения.
Пока народ не уйдет от рабской психологии и не поймет, что в несчастьях виновен не надсмотрщик с палкой, а барин с властью, ничего изменить не удастся.
Перестаньте талдычить про ошибки и недоработки, скажите прямо, что дела Ельцына и Ко есть уголовное преступление и сразу станет ясно, что надо делать, что ломать, а что строить. Но для власти это будет смертным приговором, поэтому гапоновщина цветет и пахнет. а народ дурят якобы производимым расследованием, кто куда стрелял и кто кому и за что за что платил деньги.
Психология потерпевших ущербна сама по себе, но она усиленно подпитывается стараниями действительных виновников, стремящихся уйти от ответственности.