…Гарри Гопкинс, близкий друг Рузвельта и его личный посланник по особо важным делам, от имени президента поставил перед нами вопрос о роспуске Коминтерна и о примирении с русской православной церковью. По его словам, это необходимо, чтобы снять препятствия со стороны оппозиции в оказании помощи по ленд-лизу и обеспечить политическое сотрудничество с США в годы войны. Эти неофициальные рекомендации были приняты Сталиным еще в 1943 году и создали дополнительные благоприятные предпосылки для встречи в Тегеране, а затем в Ялте.

Судоплатов П.А. Спецоперации. Лубянка и Кремль 1930-1950 годы.

Автор Тема: Патриарх о ЕГЭ.  (Прочитано 5981 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Elitesowa

  • Прирождённый оратор
  • ***
  • Сообщений: 155
  • Страна: by
  • Рейтинг: +97/-20
  • Пол: Мужской
    • Элитократ
Re: Патриарх о ЕГЭ.
« Ответ #80 : 17 Август 2011, 00:07:10 »
    Блин! Не выдержал! Уж не помню, в который раз размещаю этот скан:
И снова: обратите внимание на дату Указа: 1684 год. Пётр I уже два года на престоле!
Хорошее доказательство "толерантности и веротерпимости" православной веры.

Большой Форум

Re: Патриарх о ЕГЭ.
« Ответ #80 : 17 Август 2011, 00:07:10 »
Загрузка...

Оффлайн Саныч

  • Местный мудрец
  • *****
  • Сообщений: 593
  • Страна: ru
  • Рейтинг: +157/-51
  • Пол: Мужской
  • "Зри в корень!" (Козьма Прутков)
Re: Патриарх о ЕГЭ.
« Ответ #81 : 17 Август 2011, 06:05:33 »
    l_m77, спасибо за дополнение! Я именно по этому и акцентировал внимание на дате. За какие такие ереси могли быть сожжены немцы Кульман и Нордерман?
"Если на клетке слона прочтёшь надпись "буйвол" */. , не верь глазам своим". (Козьма Прутков)

Оффлайн А. Ю. Экономов

  • Местный мудрец
  • *****
  • Сообщений: 76919
  • Страна: su
  • Рейтинг: +6784/-6336
Re: Патриарх о ЕГЭ.
« Ответ #82 : 17 Август 2011, 07:44:02 »
А откуда тогда столько жертв в ГВ? И сопротивление вплоть до ВОВ? Вы хоть сами понимаете, что не всё так просто?

Обсуждалось... Никого ты не обманешь.
http://bez-durakov.mylivepage.ru/file/index

А знаете, всё-таки жаль перуанцев.
Но русских мне жалко вдвойне.
Как тяжко под властью бездарных засранцев
В прекрасной любимой стране!

Оффлайн А. Ю. Экономов

  • Местный мудрец
  • *****
  • Сообщений: 76919
  • Страна: su
  • Рейтинг: +6784/-6336
Re: Патриарх о ЕГЭ.
« Ответ #83 : 17 Август 2011, 07:49:36 »
Нет таких критериев в науке как образованный народ или необразованный.

Есть такие критерии. Например, личная переписка...       >.?
http://bez-durakov.mylivepage.ru/file/index

А знаете, всё-таки жаль перуанцев.
Но русских мне жалко вдвойне.
Как тяжко под властью бездарных засранцев
В прекрасной любимой стране!

Оффлайн Babay

  • Местный мудрец
  • *****
  • Сообщений: 3821
  • Страна: lv
  • Рейтинг: +258/-641
Re: Патриарх о ЕГЭ.
« Ответ #84 : 19 Август 2011, 22:51:16 »
    l_m77, спасибо за дополнение! Я именно по этому и акцентировал внимание на дате. За какие такие ереси могли быть сожжены немцы Кульман и Нордерман?
Докажите, что у русского Патриарха могут быть такие полномочия как сжигать. Вы бы тут еще 25-кадр из забавной библии подключили со товарищи.  :#*

Оффлайн Babay

  • Местный мудрец
  • *****
  • Сообщений: 3821
  • Страна: lv
  • Рейтинг: +258/-641
Re: Патриарх о ЕГЭ.
« Ответ #85 : 19 Август 2011, 22:51:58 »
Есть такие критерии. Например, личная переписка...       >.?
Гусь свинье не товарищ.  g<g

Оффлайн l_m77

  • Местный мудрец
  • *****
  • Сообщений: 706
  • Страна: ru
  • Рейтинг: +222/-27
Re: Патриарх о ЕГЭ.
« Ответ #86 : 20 Август 2011, 00:00:38 »
Докажите, что у русского Патриарха могут быть такие полномочия как сжигать. Вы бы тут еще 25-кадр из забавной библии подключили со товарищи.  :#*

Отсутствие у него полномочий на это отрицает саму возможность применения наказания за указанные действия? Не вижу связи в опровержении, да и самого опровержения тезиса не вижу...
« Последнее редактирование: 20 Август 2011, 00:03:09 от l_m77 »
"Можете не пересчитывать - вы не в церкви, вас не обманут" О. Бендер, к/ф Двенадцать стульев, 1971

Оффлайн Pravover

  • Местный мудрец
  • *****
  • Сообщений: 1490
  • Страна: ru
  • Рейтинг: +119/-281
  • Пол: Мужской
  • Инквизитор
Re: Патриарх о ЕГЭ.
« Ответ #87 : 20 Август 2011, 00:48:33 »
    Блин! Не выдержал! Уж не помню, в который раз размещаю этот скан:
---
И снова: обратите внимание на дату Указа: 1684 год. Пётр I уже два года на престоле!

Простите, этот скан - откуда?
In Nomine Patris, et Filii, et Spiritus Sancti, AMEN!

Оффлайн Pravover

  • Местный мудрец
  • *****
  • Сообщений: 1490
  • Страна: ru
  • Рейтинг: +119/-281
  • Пол: Мужской
  • Инквизитор
Re: Патриарх о ЕГЭ.
« Ответ #88 : 20 Август 2011, 00:54:40 »
Цитата: Pravover от 04 Июля 2011, 01:43:29
Что значит, "попы не хотели"? Как они могли запретить?

Мало того не хотели, они и не могли вообще!
Также и Стоглав, говоря о полном несоответствии духовенства, вынужден отметить невежество и безграмотность его:

Итак, Ваша цитата показала, что образованием населения занималась только Церковь, но усилий которой было недостаточно, а светская власть вообще на это забила.
In Nomine Patris, et Filii, et Spiritus Sancti, AMEN!

Оффлайн l_m77

  • Местный мудрец
  • *****
  • Сообщений: 706
  • Страна: ru
  • Рейтинг: +222/-27
Re: Патриарх о ЕГЭ.
« Ответ #89 : 20 Август 2011, 09:57:08 »
Итак, Ваша цитата показала, что образованием населения занималась только Церковь, но усилий которой было недостаточно, а светская власть вообще на это забила.

Вы нерпавильно поняли или поняли как вам было нужно. Поначалу да, образование было только религиозным (не было светского образования) обучали там околорелигиозным наукам в отличии от Европы например, где перподавались и другие науки.
Говорите так будто церковь занималась именно образованием, а фактически образования не было, учили только закону божиему, а за учение других наук, как и других вер полагалось..., а цель всего этого была закрепление своей власти (иделогической), устраняя всякие другие знания.
И даже в этих школах было так малоумеющих читать... Неумение читать и писать даже самих попов в большинстве своем показывало реальный облик этих духовных учителей, спасителей народа.
Какое-то подобие образование пошло после Петра великого и настолько несравнимого с европейским...
"Можете не пересчитывать - вы не в церкви, вас не обманут" О. Бендер, к/ф Двенадцать стульев, 1971

Оффлайн Саныч

  • Местный мудрец
  • *****
  • Сообщений: 593
  • Страна: ru
  • Рейтинг: +157/-51
  • Пол: Мужской
  • "Зри в корень!" (Козьма Прутков)
Re: Патриарх о ЕГЭ.
« Ответ #90 : 20 Август 2011, 15:44:55 »
Простите, этот скан - откуда?

Из Интернета. По характеру текста похож на энциклопедию Брокгауза и Ефрона, дореволюционное издание. Что касается содержания, то можете проверить сами, там не двусмысленные ссылки на весьма авторитетных историков - Соловьёва и Костомарова.
"Если на клетке слона прочтёшь надпись "буйвол" */. , не верь глазам своим". (Козьма Прутков)

Оффлайн Pravover

  • Местный мудрец
  • *****
  • Сообщений: 1490
  • Страна: ru
  • Рейтинг: +119/-281
  • Пол: Мужской
  • Инквизитор
Re: Патриарх о ЕГЭ.
« Ответ #91 : 25 Август 2011, 05:18:42 »
Вы нерпавильно поняли или поняли как вам было нужно. Поначалу да, образование было только религиозным (не было светского образования) обучали там околорелигиозным наукам в отличии от Европы например, где перподавались и другие науки.

А кто запрещал светское образование? НИКТО! Его просто не было. А в Европе РКЦ на останках Римской Империи просто сохраняла всё, что можно. Тем не менее на Руси Церковь хоть как-то организовывала академии, где учили и естественным наукам. А уж программу ликбеза, точнее, внедрения грамоты ввела сразу после крещения Руси. То, что после нескольких волн кризисов эта грамотность упала  - не вина Церкви.


Цитировать
Говорите так будто церковь занималась именно образованием, а фактически образования не было, учили только закону божиему, а за учение других наук, как и других вер полагалось...,

Это Вы говорите так, будто ОБЯЗАННОСТЬ Церкви заниматься именно образованием, причём, высшим. Вы сами считаете, что это Её обязанность? Я - нет. По факту получалось так, что только Церковь была обеспокоена хоть каким-то образованием среди простого народа, и при случае - рапортовала об этом светским властям. Церкви не нужны безграмотные и невежественные прихожане - ибо они скатываются в обрядоверие, расколы и всяческое язычество. А вот светскому  государству, на тот момент, слишком образованные церковники не нужны, ибо конкуренты. 
In Nomine Patris, et Filii, et Spiritus Sancti, AMEN!

Оффлайн Pravover

  • Местный мудрец
  • *****
  • Сообщений: 1490
  • Страна: ru
  • Рейтинг: +119/-281
  • Пол: Мужской
  • Инквизитор
Re: Патриарх о ЕГЭ.
« Ответ #92 : 25 Август 2011, 05:19:23 »
Из Интернета. По характеру текста похож на энциклопедию Брокгауза и Ефрона, дореволюционное издание.

Вот и запихните его себе обратно в Интернет.
In Nomine Patris, et Filii, et Spiritus Sancti, AMEN!

Оффлайн l_m77

  • Местный мудрец
  • *****
  • Сообщений: 706
  • Страна: ru
  • Рейтинг: +222/-27
Re: Патриарх о ЕГЭ.
« Ответ #93 : 25 Август 2011, 10:34:32 »
А кто запрещал светское образование? НИКТО! Его просто не было.

По причине того, что попы не хотели этого ибо знание разрушает веру, сеет сомнение, заставляет думать, искать. Про грамотность до 17 века я вообще молчу, потому что её не было!!! Ну конечно же церковь непричем.

А в Европе РКЦ на останках Римской Империи просто сохраняла всё, что можно.

Вы это серьезно? Сначала варвары-христиане уничтожали александрийские библиотеки, полностью почти стерев античную культуру. А потом одумавшись или делая вид что там что-то сохранять нужно?

Тем не менее на Руси Церковь хоть как-то организовывала академии, где учили и естественным наукам.

Можно узнать когда это было, кто там учился, сколько через них прошло слушателей? И каким это естественным наукам там учили? Какие видные общественные деятели из них вышли? Потому ли царь Петр ушел учиться в Европу? Почему это зодчие приглашались из европы? Своей школы не было?
Ах да...светская власть же виновата. Церковь делала все что могла, давала знание, грамотность людям - это так смешно!

А уж программу ликбеза, точнее, внедрения грамоты ввела сразу после крещения Руси. То, что после нескольких волн кризисов эта грамотность упала  - не вина Церкви.

Ёе попросту не было!!! Даже поначалу среди попов!

Это Вы говорите так, будто ОБЯЗАННОСТЬ Церкви заниматься именно образованием, причём, высшим. Вы сами считаете, что это Её обязанность? Я - нет.

Я тоже.

По факту получалось так, что только Церковь была обеспокоена хоть каким-то образованием среди простого народа, и при случае - рапортовала об этом светским властям.

Вся эта обеспокоенность вызвана сохранением своей идеологической власти.

Церкви не нужны безграмотные и невежественные прихожане - ибо они скатываются в обрядоверие, расколы и всяческое язычество.

Как раз наоборот. Иначе не были бы у нас все поголовно православными.

А вот светскому  государству, на тот момент, слишком образованные церковники не нужны, ибо конкуренты.  

Также как церкви слишком образованные прихожане.
Ага и законодательно устанавливать обязательное участие в религиозных обрядах - тут конкуренция куда-то исчезла - не кажется подозрительным?
« Последнее редактирование: 25 Август 2011, 10:42:12 от l_m77 »
"Можете не пересчитывать - вы не в церкви, вас не обманут" О. Бендер, к/ф Двенадцать стульев, 1971

Оффлайн Centurion

  • Пламенный трибун
  • ****
  • Сообщений: 380
  • Страна: ru
  • Рейтинг: +64/-21
Re: Патриарх о ЕГЭ.
« Ответ #94 : 25 Август 2011, 11:11:45 »
    l_m77, спасибо за дополнение! Я именно по этому и акцентировал внимание на дате. За какие такие ереси могли быть сожжены немцы Кульман и Нордерман?
Кульман, Квирин

Кульман, Квирин

    (Kuhlman) — религиозный мечтатель, мистик, род. 15 февраля (ст. ст.) 1651 г. в Бреславле, сожжен в Москве 4 октября 1689 г. Отец его был торговый человек; он умер, когда сыну было всего четыре года. Кв. Кульман учился в бреславльской гимназии; с самых ранних лет он задумывался над вопросами веры и решал их по-своему, так что ректор гимназии сказал ему однажды: "из тебя выйдет или великий богослов или великий еретик". В 1669 г. Кв. Кульман перенес тяжелую и продолжительную болезнь; в течение нее его посещали видения — он видел себя то в раю, то в аду среди демонов. Со времени этой болезни Кульману, по его собственным словам, постоянно сопутствовал с левой стороны светлый луч; а мать его молилась Богу, чтобы Он вернул ее сыну разум. В 1670 г. Кульман поступил в Йенский университет и изучал право, затем перешел в Лейпцигский; но университетские занятия его не удовлетворяли и интересовали мало; в нем развивалось недоверие к науке и вместе с тем он мечтал о широких, громких ученых трудах. В это время он познакомился с "Великою наукою" иезуита Кирхера, которая является подражанием "Великой науке" Раймунда Луллия; Кв. Кульман прочитал и эту последнюю и увлекся теми, чисто химерическими способами обогащения знаний, которые рекомендованы этими фантазерами. Кульман еще более стал мечтать о создании великих ученых трудов; но писал он в это время только стихотворения на немецком языке, которые и были изданы; старания же его получить докторскую степень в Йене или Лейпциге оставались безуспешными. Кульман в 1673 г. отправился в Амстердам, а оттуда в Лейден. Здесь он познакомился с учением теософа Якова Бема и увлекся его писаниями; в 1674 г. он написал книгу "Воскресший Бем" (Neubegeisterter Böhme), в которой высказал себя убежденным сторонником того учения, по которому истинное знание приобретается человеком не путем науки, а путем религиозного совершенствования себя; к современной науке Кульман после этого относится уже вполне отрицательно и является убежденным проповедником необходимости религиозного совершенствования. близкой гибели существующих церквей, как не удовлетворяющих требованиям и идеалам закона Божия; вместе с этой проповедью — у него, как и у других теософов — развивается вера в предсказания, в близкое наступление нового, истинно Иисусова, тысячелетнего царствия. Кульман сблизился в Голландии с "пророками" Ротом и Брекклингом, увлекся книгой Я. Ам. Коменского "Lux а tenebris", в которой собраны подобные вышеуказанным проповеди и предсказание Котера, Дробика и Понятовской. Мало-помалу, он пришел к убеждению, что именно он призван осуществить на земле наступление нового царства. Он решительно стал проловедывать это в Лейдене; его изгнали из города. После этого он побывал в Амстердаме, Гренингене, Гамбурге, Любеке; здесь он женился на одной вдове, которая, по его словам, была ведена к нему видениями. Затем он отправился в Англию, в Лондон, успел здесь внушить нескольким лицам доверие к своим мечтаниям и они дали ему средства отправиться в Турцию, так как обращение турок в христианство было, по словам Кульмана, одной из первых ступеней водворения на земле нового царства. В марте 1678 г. выехал Кульман из Лондона, в августе был в Константинополе; понятно, что миссия его не была успешна и надо сказать даже, что еще очень счастливо кончилась для Кульмана его попытка бороться с кораном, если он был и выслан из Константинополя в октябре, только после телесного наказания. В апреле 1679 г. в Амстердаме Кульман отпустил свою жену; затем он разъезжал по Голландии, Англии, Франции, в Англии вторично женился; он повсюду проповедывал свои идеи и составлял краткие стихотворения о разных случаях своей жизни и в своих видениях; стихотворения эти составили его "Прохладительный псалтырь" (Kuhl Psalter), напечатанный в Лондоне в 1679 г. и в Амстердаме в 1685—1686 годах. В этих странствованиях Кульман познакомился с Отто Генином, сыном московского полковника; Генин учился за границей живописи; Кульман заказывал ему рисунки для своей "Псалтыри" и расспрашивал о Московском государстве. Теперь у него явилась решимость ехать в Москву. Сначала он посылал Генину в Москву свои воззвания, с просьбой представить их царям; но Генину отсоветовали это делать. 27 апреля 1689 г. Кульман явился в Москву и остановился в Ново-немецкой слободе у лекаря Репира Петлинга.

    

Оффлайн Centurion

  • Пламенный трибун
  • ****
  • Сообщений: 380
  • Страна: ru
  • Рейтинг: +64/-21
Re: Патриарх о ЕГЭ.
« Ответ #95 : 25 Август 2011, 11:12:41 »
С этого момента деятельность Кульмана получает значение и интерес в истории России. Она была непродолжительна, но важна тем, что в связи с ней раскрываются интересы и миросозерцание той немецкой слободы, которой суждено было играть в эту именно эпоху такую роль в жизни великого преобразователя России. Совершенно несомненно, что ошибочно мнение, которое ставило деятельность Кульмана в прямую связь с развитием раскола или зарождением духоборства. Но, тем не менее, любопытны и характерны те явления в жизни немецкой слободы, которые вскрылись именно благодаря появлению Кульмана.

    Кульман встретил и Москве немало людей, знакомых с теософическими учениями и увлеченных ими. Во главе их стоял купец Кондратий Нордерман; он давно уже знаком был с сочинениями Бема и с сочинениями Кульмана; он вполне усвоил себе их мечты и надежды; особенно внимательно останавливался он на вопросах социальных; он ожидал, что с водворением нового царства "царей, королей, князей и вельмож не будет, а будут все равные, все вещи будут общественные и никто ничего своим называть не будет..."

В Москве пастор Мейнке встретил Кульмана недружелюбно; он отказался вступать с ним в знакомство; Кульман отправил ему через Генина воззвание; Мейнке отвечал на него суровым, враждебным Кульману письмом на имя Геннна и в церкви говорил против новых ересей. Нордерман написал страстное возражение против Мейнке и устроил 5 мая собрание у иноземца Вернера, где Кульман пророчествовал сам и сообщал пророчества своей третьей жены, Эсфири, остававшейся в Германии. Мейнке продолжал свои проповеди против Кульмана, Нордерман продолжал устраивать собеседования Кульмана; в немецкой слободе началось чрезвычайное возбуждение. Оно обратило на себя внимание правительства. 28 мая Кульман и Нордерман были взяты к допросу. Их спрашивали, кем приглашен Кулыьман в Москву и нет ли у него какого злого умысла. Тот и другой утверждали, что Кульман приехал только для проповеди и побужденный ангелом, без всякого приглашения из Москвы; то же повторяли они после пытки, прибавляя, что если Кульману причинено будет что-либо, то над Московским царством разразится великий гнев Божий. Сочинения Кульмана, а равно и теософские книги, взятые у Нордермана, были отданы на рассмотрение пасторам Мейнке и Вагециру и иезуитам Тихановскому и Давиду; отзывы их, особенно Мейнке, были крайне неблагоприятны для Кульмана; Мейнке прямо взывал о строжайшем наказании. Решение было постановлено по этим отзывам, без всякого вмешательства в дело патриарха или вообще православного духовенства. 4 октября Кульман и Нордерман были брошены в обширный костер и сожжены; последними словами Кульмана перед костром, были: "Ты справедлив, Великий Боже, и праведны суды Твои, Ты ведаешь, что мы умираем без вины!": Генин, привлеченный к следствию, отравился в тюрьме.

После этой ужасной казни, последователи Бема и Кульмана затихли; но несомненно, что они еще долго встречались между иноземцами Московской Немецкой слободы.

Исчерпывающая статья о Кульмане — Н. C. Тихонравова, во II т. его "Сочинений", 305—385; первоначально очерк этот в менее полном виде был напечатан в "Русск. Вестн.", 1867, №№ 11 и 12; в 1872 г., с рукописи, дополненной, сделан немецкий перевод Фехнером и издан в Риге; в "Сочинениях" статья еще более обработана. В дополнение нужно указать только на подлинное дело о Кульмане, напечатанное Д. Цветковым в "Чтениях Моск. Общ. Ист. и Древн." 1888, кн. 3.

{Половцов}
http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/66186/%D0%9A%D1%83%D0%BB%D1%8C%D0%BC%D0%B0%D0%BD

Оффлайн Centurion

  • Пламенный трибун
  • ****
  • Сообщений: 380
  • Страна: ru
  • Рейтинг: +64/-21
Re: Патриарх о ЕГЭ.
« Ответ #96 : 25 Август 2011, 11:16:11 »
Сочинения Кульмана, а равно и теософские книги, взятые у Нордермана, были отданы на рассмотрение пасторам Мейнке и Вагециру и иезуитам Тихановскому и Давиду; отзывы их, особенно Мейнке, были крайне неблагоприятны для Кульмана; Мейнке прямо взывал о строжайшем наказании. Решение было постановлено по этим отзывам, без всякого вмешательства в дело патриарха или вообще православного духовенства. 4 октября Кульман и Нордерман были брошены в обширный костер и сожжены; последними словами Кульмана перед костром, были: "Ты справедлив, Великий Боже, и праведны суды Твои, Ты ведаешь, что мы умираем без вины!": Генин, привлеченный к следствию, отравился в тюрьме.
Патриарх здесь вообще не причем.

Оффлайн Centurion

  • Пламенный трибун
  • ****
  • Сообщений: 380
  • Страна: ru
  • Рейтинг: +64/-21
Re: Патриарх о ЕГЭ.
« Ответ #97 : 25 Август 2011, 11:17:53 »
Про грамотность до 17 века я вообще молчу, потому что её не было!!! Ну конечно же церковь непричем.

В 1634 г . был опубликован и в течение столетия неоднократно переиздан букварь В. Бурцева. На книжном складе московского Печатного двора в середине века лежало около 11 тыс. экземпляров бурцевского букваря. Стоил он одну копейку, или две деньги, весьма дешево по тогдашним ценам. Тогда же издали грамматику Мелетия Смотрицкого, украинского ученого (по ней потом учился Михаил Ломоносов). В конце столетия напечатали букварь Кариона Истомина, монаха Чудова монастыря Московского Кремля, а также практическое руководство для счета — таблицу умножения — «Считание удобное, которым всякий человек, купующий или продающий, зело удобно изыскати может число всякия вещи». За вторую половину столетия Печатный двор напечатал 300 тыс. букварей, 150 тыс. учебных псалтырей и часословов. Бывало, за несколько дней раскупались тысячные тиражи таких пособий.


Многие люди учились по рукописным азбукам, прописям и арифметикам; последние имели подчас весьма экзотические названия: «Книга сия, глаголемая по-эллински, или по-гречески, арифметика, а по-немецки альгоризма, а по-русски цифирная счетная мудрость» (альгоризм — название, идущее от имени Ал-Хорезми, великого ученого средневековой Средней Азии, родом из Хорезма).


Значительно расширился круг чтения. От XVII в. сохранилось очень много книг, печатных и особенно рукописных. Среди них, наряду с церковными, все больше светских: летописей и хронографов, повестей и сказаний, всякого рода сборников литургического, исторического, литературного, географического, астрономического, медицинского и иного содержания. Многие имели различные руководства по измерению земель, изготовлению краски, устройству всяких сооружений и др. У царей и знатных бояр имелись библиотеки с сотнями книг на разных языках.

Среди тысяч экземпляров книг, изданных московским Печатным двором, более половины составляли светские. Увеличилось число переводных сочинений: в XVI в. известно всего 26 названий; в XVII в. — 153, из которых к числу религиозно-нравственных относится менее четырех десятков. Остальные, более трех четвертей, светского содержания.
В деле просвещения русских немалую роль сыграли ученые украинцы и белорусы. Одни из них (И. Гизель и др.) присылали свои сочинения в Москву, другие (С. Полоцкий, А. Сатановский, Е. Славинецкий и др.) переводили, редактировали книги, создавали свои произведения (вирши, орации, проповеди и др.), многие были в России учителями. 9










Во времена Василия III, Ивана Грозного, Федора Ивановича грамотных можно было сыскать преимущественно среди лиц духовного или приказного сословия; в XVII в. их уже немало среди дворян и посадских людей. Даже среди крестьян черносошных, отчасти среди крепостных и даже среди холопов имелись грамотеи — старосты и целовальники, приказчики и писцы. Но, конечно, подавляющая масса крестьян — люди неграмотные.
В целом процент грамотных по стране, хотя и медленно, увеличивался. Еще в первой половине столетия многие городские воеводы из-за неграмотности или малой грамотности шагу не могли ступить без дьяков и подьячих, своих подчиненных по воеводской избе — центру уездного управления. То же самое можно сказать и о многих дворянах, которых посылали из Москвы описывать и межевать земли, «сыскивать» беглых, чьи-либо упущения, преступления и т.д. Во второй половине столетия на воеводствах сидели люди, как правило, грамотные; это прежде всего представители думных и московских чинов. Среди уездных дворян грамотных было немного.
Немало грамотных имелось в посадах. Занятия ремеслом и торговлей, разъезды по делам требовали знания письма и счета. Грамотные люди выходили и из богатых, и из бедных слоев. Довольно часто как раз малый достаток стимулировал стремление к знанию, грамоте. «У нас — говорили, например, жители поморского Яренска, — которые люди лутчие и прожиточные, и те грамоте не умеют. А которые люди и грамоте умеют, и те люди молотчие». В Вологде для многих обедневших посажан умение писать — способ добыть хлеб насущный: «А кормятся на Вологде в писчей избушке площадным письмом посацкие оскуделые люди». В Устюге Великом таким путем добывали средства существования 53 площадных подьячих из местных посадских людей. Десятки и сотни таких же грамотеев трудились на площадях других городов. 7

Оффлайн Centurion

  • Пламенный трибун
  • ****
  • Сообщений: 380
  • Страна: ru
  • Рейтинг: +64/-21
Re: Патриарх о ЕГЭ.
« Ответ #98 : 25 Август 2011, 11:18:46 »
Грамоте посадские и крестьяне учились у «мастеров» из священников и дьяконов, дьячков и подьячих, прочих грамотных людей. Нередко обучение грамоте строилось на началах обычного ремесленного ученичества, по «ученической записи», соединялось с обучением торговле, какому-либо ремеслу. К примеру, К. Буркова, мальчика из посажан Устюга Великого, матушка отдала (конец столетия) для обучения грамоте и кружевному делу Д. Шульгину — тяглецу столичной Семеновской слободы.
Обучались мужчины. Грамотных женщин было очень немного; они — из царского дома и высшего сословия, как царевна Софья и некоторые другие. Учили прежде всего элементарной азбуке по азбуковникам, печатным и рукописным. В 1634 г . был опубликован и в течение столетия неоднократно переиздан букварь В. Бурцева. На книжном складе московского Печатного двора в середине века лежало около 11 тыс. экземпляров бурцевского букваря. Стоил он одну копейку, или две деньги, весьма дешево по тогдашним ценам. Тогда же издали грамматику Мелетия Смотрицкого, украинского ученого (по ней потом учился Михаил Ломоносов). В конце столетия напечатали букварь Кариона Истомина, монаха Чудова монастыря Московского Кремля, а также практическое руководство для счета — таблицу умножения — «Считание удобное, которым всякий человек, купующий или продающий, зело удобно изыскати может число всякия вещи». За вторую половину столетия Печатный двор напечатал 300 тыс. букварей, 150 тыс. учебных псалтырей и часословов. Бывало, за несколько дней раскупались тысячные тиражи таких пособий. 8
Многие люди учились по рукописным азбукам, прописям и арифметикам; последние имели подчас весьма экзотические названия: «Книга сия, глаголемая по-эллински, или по-гречески, арифметика, а по-немецки альгоризма, а по-русски цифирная счетная мудрость» (альгоризм — название, идущее от имени Ал-Хорезми, великого ученого средневековой Средней Азии, родом из Хорезма).
Значительно расширился круг чтения. От XVII в. сохранилось очень много книг, печатных и особенно рукописных. Среди них, наряду с церковными, все больше светских: летописей и хронографов, повестей и сказаний, всякого рода сборников литургического, исторического, литературного, географического, астрономического, медицинского и иного содержания. Многие имели различные руководства по измерению земель, изготовлению краски, устройству всяких сооружений и др. У царей и знатных бояр имелись библиотеки с сотнями книг на разных языках.
Среди тысяч экземпляров книг, изданных московским Печатным двором, более половины составляли светские. Увеличилось число переводных сочинений: в XVI в. известно всего 26 названий; в XVII в. — 153, из которых к числу религиозно-нравственных относится менее четырех десятков. Остальные, более трех четвертей, светского содержания.
В деле просвещения русских немалую роль сыграли ученые украинцы и белорусы. Одни из них (И. Гизель и др.) присылали свои сочинения в Москву, другие (С. Полоцкий, А. Сатановский, Е. Славинецкий и др.) переводили, редактировали книги, создавали свои произведения (вирши, орации, проповеди и др.), многие были в России учителями. 9
Приезжало в Россию много иноземцев, сведущих в разных областях научных, технических знаний. На окраине Москвы они жили в Немецкой слободе, которую столичные жители прозвали Кукуем (Кокуем): то ли потому, что обитатели ее кукуют по-кукушечьи, непонятно; то ли потому, что на кокуи, т.е. игрища (вечера с танцами), собираются. Смотрели на них с жадным любопытством (многое было необычно для русского человека: те же танцы, курение, свободная манера общения мужчин и женщин) и страхом (латыны как-никак, от греха недалеко!). Среди приезжих было немало людей знающих и добросовестных. Но большей частью — всякие проходимцы, искатели наживы и приключений, плохо знающие свое ремесло, а то и вовсе неграмотные. От иноземцев русские перенимали знания и навыки в области архитектуры и живописи, обработки золота и серебра, военного и металлургического производства, в иных ремеслах и художествах. Обучались языкам — греческому, латинскому, польскому и проч.10

Оффлайн Centurion

  • Пламенный трибун
  • ****
  • Сообщений: 380
  • Страна: ru
  • Рейтинг: +64/-21
Re: Патриарх о ЕГЭ.
« Ответ #99 : 25 Август 2011, 11:19:21 »
Обучение с помощью учителей на дому или самообразование перестало удовлетворять насущные потребности. Встал вопрос о заведении школ. Молодые люди, особенно из столичных, уже посмеивались над своими учителями: «Враки они вракают, слушать у них нечего. И себе имени не ведают, учат просто; ничего не знают, чему учат».
Окольничий Федор Михайлович Ртищев, любимец царя Алексея Михайловича, человек влиятельный, в разговорах с царем убедил его посылать московских юношей в Киев: там в коллегиуме научат их всяким ученостям. Пригласил из украинской столицы ученых монахов. Они должны обучать русских в Андреевском монастыре, им основанном, славянскому и греческому языкам, философии и риторике, другим наукам словесным. Любознательный окольничий ночи напролет проводил в беседах с киевскими старцами, изучал под их руководством язык Гомера и Аристотеля. По его же настоянию молодые дворяне проходили курс наук у приезжих профессоров. Некоторые делали это охотно, из любви к знанию, изучали греческий и латынь, хотя и опасение имели: «в той грамоте и еретичество есть».
Все описанное происходило в 40-е годы. Лет двадцать спустя прихожане церкви Иоанна Богослова в Китай-городе подали челобитную с просьбой открыть им при церкви школу наподобие братских училищ на Украине, а в ней «устроение учения различными диалекты: греческим, словенским и латинским». Власти согласились: заводите «гимнасион», «да трудолюбивые спудеи радуются о свободе взыскания и свободных учений мудрости».
Возможно, тогда появились и некоторые другие, ей подобные школы. Известно, что в 1685 г . существовала «школа для учения детям» в Боровске, около торговой площади. 11
В Москве, на Никольской улице построили особое здание для школы. Открыли ее в 1665 г . при Заиконоспасском монастыре (точнее — Спасском монастыре за торговым Иконным рядом). Во главе поставили самого мудрого Симеона Полоцкого. Собрали учеников из молодых подьячих разных приказов. В их числе оказался и Семен Медведев из Приказа Тайных дел, впоследствии монах Сильвестр, ученый и писатель, автор прекрасного исторического и публицистического труда о регентстве Софьи. В то время молодой Семен и его сотоварищи изучали латынь и русскую грамматику, ибо приказы нуждались в образованных чиновниках — подьячих.
Через пятнадцать лет устроили школу при Печатном дворе. При открытии школы в ней было 30 учеников, взятых из разных сословий и учившихся греческому языку; через три года — уже 56, еще через год — на десяток больше. А 166 учеников постигали премудрости и сложности славянского языка. 232 ученика в школе — немало для XVII столетия!
В 1687 г. открыли Славяно-греко-латинское училище, впоследствии названное академией. По «привилегии», давшей программу образования, оно должно было стать не только церковным, а общим. Здесь постигали «семена мудрости» из наук гражданских и церковных, «наченше от грамматики, пиитики, риторики, диалектики, философии разумительной, естественной и нравной, даже до богословия», т.е. всю схоластическую школьную премудрость, идущую от средневековья; весь школьный цикл от низших до высших классов, начиная с грамматики и кончая философией (метафизической и натуральной), этикой и богословием. Училище было одновременно высшим и средним учебным заведением. В соответствии с уставом, в училище принимали людей «всякого чина, сана и возраста». В будущем государственные должности могли получить только выпускники школы, за исключением детей «благородных»: их «порода» считалась достаточной гарантией успешной службы на государственном поприще. 12

На училище, или академию, возлагали немалые надежды. И потому наделили деньгами и всякими льготами, иммунитетами: профессоров и учащихся, за исключением уголовных дел, подчинили суду собственной училищной юрисдикции, «блюстителя» же (ректора) — суду патриарха. Приказы не могли входить в их тяжебные дела и проступки. Училище получило библиотеку.
Первые преподаватели, профессора были греки: братья Лихуды, Иоанникий и Софроний. Учеников для них взяли из школы Печатного двора. В первый год их было 28, на следующий — 32. Шли сюда и отпрыски московской знати, и дети приказных дельцов. Полдюжины учеников ходили в лучших; в их числе — Петр Васильевич Посников, сын дьяка Посольского приказа, ставший доктором медицины Падуанского университета в Италии.


Большой Форум

Re: Патриарх о ЕГЭ.
« Ответ #99 : 25 Август 2011, 11:19:21 »
Loading...