Уважаемый Александр Никитич!
Продолжаю читать Вашу книгу "Раса и этнос". Много интересного. Но вот, критикуя конструктивистов и позиционируя себя как примордиалиста, Вы, по-моему, не понимаете ПРЕДМЕТА спора этих 2 направлений. Конструктивисты ведь не отрицают
природных биологических различий между людьми. Они лишь указывают на
полную искусственность культурных различий между этносами. Тут они полемизируют, например, с Гумилёвым, к-й считал, что культурные особенности этносов определяются кормящим ландшафтом. Или с немецкими фашистами, к-е считали, что эти культурные особенности определяются генами. Конструктивисты же говорят:
1)
Если людей не беспокоят соседи ("этнизирующие Иные"), то они вообще никак себя не определяют этнически, либо используют неэтнические маркеры (место жительства, вера, язык и т.п.).
Примеры.В 1945 г. при переписи в Югославии оказалось невозможно определить этническую принадлежность большой группы населения в Юлийской Краине (юго-западнее Триеста). Жители одинаково хорошо владели двумя языками - итальянским и славянским (было трудно определить точно, что это за диалект). Они были католиками, а сведения о своем этническом происхождении считали "несущественными". Часть этих людей потом все же признала себя либо хорватами, либо словенцами - под административным давлением, а не по внутреннему убеждению.
Директор Института антропологии и этнографии РАН В.А. Тишков писал в 1990 г.: "В нашей стране вплоть до первых десятилетий XX в., а отчасти и по сегодняшний день, этническое самосознание было и остается на массовом уровне довольно зыбким. Даже, например, у крупных народов Средней Азии и Казахстана, которые квалифицируются по нашей иерархии этнических образований как "социалистические нации", еще в 20-е годы преобладали в самосознании и самоназвании локальные или родоплеменные названия. Среди узбекоязычного и таджикоязычного населения среднеазиатских оазисов, а также Южного Казахстана употреблялись этнонимы: таджик (как коренное оседлое население оазисов независимо от языка), сарт, тат, чагатай. Они перекрывались локальными наименованиями: бухарец, ташкентец, самарканди, пухори (имелись в виду не только данный город, но и его округа). Даже во время двух последних переписей (1979 и 1989 гг.) некоторые группы в составе узбеков называли себя "тюрк", в связи с чем в Фергане, например, под одним названием оказались два совершенно разных народа - этнографическая группа узбеков и турки-месхетинцы...
Многие народы или даже родоплеменные группы, в представлениях и лексиконе которых не было не только самого понятия "нация", но даже иногда и ее названия (азербайджанцы, например, назывались до этого "тюрками"), не только действительно совершили разительные перемены в своем развитии, но и быстро овладели самой идеей нации, включив в нее значительные мифотворческие, сконструированные начала".
2)
Ребёнка любой расы можно воспитать в любой этнической матрице. А все этносы были в своё время искусственно сконструированы.Пример. Аспект искусственности в строительстве наций особенно очевиден в случае стран Восточной и Центральной Европы. Нации этого региона возникли в результате деятельности так называемых "будителей".
Один из наиболее известных чешских будителей Ян Коллар происходил из семьи, говорившей на словацком диалекте, но при этом он отказывался признать самостоятельный словацкий язык (что отстаивал словацкий будитель Людовит Штур) и предлагал идею единого чехословацкого языка и единой нации. История деятельности будителей изобилует и лингвистическими парадоксами. Многие из них не могли вначале даже говорить на языках, за которые они выступали, а весьма значительная часть продолжала писать свои работы на более признанных языках. Делегаты Первого Всеславянского конгресса говорили на немецком языке, а чешский будитель Ян Коллар продолжал писать на немецком в течение всей своей жизни; многие болгарские будители также продолжали писать на греческом. Янеш Блайвайс, издатель влиятельной словенской газеты, рассчитанной на крестьян и ремесленников, согласился стать ее редактором прежде, чем сам научился говорить по-словенски. Кстати, в 1809 г. некий филолог изобрел наименование "словенцы" и стал творцом словенского национального самосознания. Движение, началу которого он содействовал, привело в конечном счете к тому, что Словения приобрела республиканский статус в рамках Югославии, а потом стала независимым государством. (взято из
http://8h.nm.ru/DemNaroda.rar)
Поясните, пожалуйста, что Вы всё-таки понимаете под понятием
этнос, и в чём, по-Вашему, состоит
предмет спора между примордиалистами и конструктивистами?