В ХIIIв. начался поход против ереси и колдовства, крепко заворожившего духовство и простой люд. И тогда же церковь изобрела осквернение евреями гостии для нанесения увечья телу Иисуса, превратив еврея в колдуна дьявола. «В ХIV-ХVв.в. эти расширенные обвинения, усиленные особыми демоническими атрибутами и функциями, приписываемыми еврею, повлияли на размах инквизиции, рост культа ведьм и на всеобщее распространение суеверий. Мифический еврей, слегка обрисованный ранней христианской теологией, и в конце концов раздутый до непомерных пропорций, совершенно вытеснил образ реального еврея в средневековом сознании». (J.Trachtenberg. The Devil and the Jews)
С наступлением Ренессанса, открытием Америки и развитием естественных наук в конце ХVIII в. железная хватка церкви ослабела. К концу ХVlllв., «Века Просвещения», участились атаки на христианство и созревали исходные идеи Французской революции: гуманизм, реформация религии, естественные науки, образование городской буржуазии, создание университетов и научных академий. Главной была проповедь терпимости, равенства и братства. Казалось бы, начало секуляризации знаменует конец антисемитизма и навязчивая идея статуса еврея в христианской доктрине просто исчезнет. «Однако неосознанное наследие христианской теологии, и пожалуй, всего мирового христианства, сделало невозможным для философов рассматривать евреев как прочих людей, способных меняться. Для них евреи остались безнадежной социальной окаменелостью с неискоренимыми врожденными привычками». (J.Carmichael. The satanizing of the Jews) Злобные измышления Канта, Гердера, Дидро, Вольтера и прочих просветителей и гуманистов повторяли зады самой старой темы христианской теологии, которая ляжет в основу будущих форм антисемитизма элиты и простолюдина: метафора о народе-паразите. Нападения на церковь оборачивались атаками на евреев, как писал великолепный Бен Хехт: «Десять ударов епископу и один щелчок пропитанному молитвами.. еврею».