В Донбассе остановились крупнейшие предприятия
Часть 1
В Донбассе новая экономическая война. Работа на Донецком металлургическом заводе остановлена, Алчевский металлургический завод, один из самых модернизированных в Европе, стоит уже больше недели.
После обстрелов прекратил выдачу кокса Авдеевский коксохимический завод. На грани прекращения работ и другие крупные промышленные предприятия в ЛДНР. Причина — остановка с 30 мая перевозки грузов между Украиной и неконтролируемыми ВСУ территориями.
Нынешний кризис — продолжение политики экономической неопределенности, которая пока царит в ЛДНР.
Блокада была объявлена после громких митингов железнодорожников в Дебальцево и Ясиноватой, на которых работники жестко потребовали выплаты долгов по заработной плате… от Украины.
Митинги были явно поддержаны властями ДНР, поскольку без такой поддержки никакие массовые выступления на этих территориях просто невозможны. Все было красиво — камеры, журналисты, плакаты, звук, выступающие. А потом с понедельника, 30 мая, движение в сторону Украины вообще прекратилось.
Плакаты «Мы хотим жить в ДНР!» и «Украина, заплати деньги!» вызвали много злых шуток в украинских СМИ. Однако если разобраться в проблеме, то выяснится, что железнодорожники вполне имеют право требовать зарплату именно от Украины.
Между тем ситуация после прекращения перевозок грузов близка к критической. 9 июня остановился Донецкий металлургический завод. Алчевский металлургический комбинат (Луганская область, контролируется ЛНР) стал «на пять дней» 1 июня и стоит до сих пор.
На Алчевском металлургическом до его остановки работали 15 тыс. человек, это градообразующее предприятие и самое крупное на территории самопровозглашенной ЛНР. Большинство других промышленных гигантов либо стоит, либо работает в режиме поддержки жизнедеятельности, так как сырья не подвозят.
Что касается Украины, то уголь с шахт на территории ДНР, согласно специальному разрешению министерства энергетики и угольной промышленности Украины, получают Славянская ТЭС, Углегорская ТЭС (обе они в Донецкой области), Луганская ТЭС (находится в пригороде Счастье, где располагается ВСУ, практически на линии противостояния), Приднепровская ТЭС (в Днепропетровской области), Криворожская ТЭС (там же), Трипольская ТЭС (в Киеве), Змиевская ТЭС (в Харьковской области).
В 2015 году линию противостояния пересекло 69 млн тонн грузов, из них 15,6 млн тонн — это уголь, который пошел на Украину.
Такие данные предоставили в Донецкой военно-гражданской администрации. Весь 2015 год железнодорожники Дебальцево и Ясиноватой исправно получали заработную плату в гривнах как работники ГП «Донецкая железная дорога».
По иронии судьбы украинские ТЭС пока имеют запас угля, а вот Старобешевская ТЭС, которая находится на неподконтрольной Украине территории и питает электроэнергией кроме потребителей ДНР еще и украинцев, на грани остановки. Почему нет угля на электростанции ДНР? Потому что блокированы все перевозки, в том числе и внутри ДНР.
Следствием коллапса стала телеграмма ОАО «Российские железные дороги», в которой сообщалось, что «запрещена отправка грузов и порожних вагонов на 94 станции Донецкой железной дороги — в связи с извещением Государственной администрации железнодорожного транспорта Украины («Укрзализныця») от 31 мая и обращением Совета по железнодорожному транспорту СНГ от 3 июня». К ней прилагается список из 94 станций, и все они — на территории ЛДНР.
«Не стоит говорить, что Россия вместе с нами «душит» сепаратистов — просто нет движения внутри этих образований, — говорит «Газете.Ru» источник, близкий к «Укрзализныця» (украинская госкомпания, аналог РЖД. — «Газета.Ru»).
— Из-за забастовки железнодорожников коллапс царит и на внутренних линиях перевозок. РЖД просто делает то, что должна делать любая дорога — запрещает отправку вагонов в места, где нет конвекции (железнодорожники так определяют движение вагонов на дороге; поскольку движения вагонов нет, то их обмена и возвращения в срок тоже нет, поэтому РЖД автоматически в ЛДНР не посылает вагоны «до особого распоряжения». — «Газета.Ru»)».