Да, море вспоминается...Спасибо за ответ, Константин Юрьевич! Вполне ожидаемый, что естественно, если
1. История гибели К-8 мне известна, но без деталей.
Вот здесь собака и зарыта. Если только деталей (да деталей ли?) коснешься – так и лезут вопросы проклятые.
2. Отсутствие координат объясняется просто: на лодке было как минимум две ядрёные бомбы. Плюс секретная библиотека с руководящими документами по тактике применения и режимам эксплуатации ядерного оружия. Эти данные срока давности не имеют. А технологии подводных спасательных работ развиваются. Отсутствие точных координат - гарантия того, что никто до этих секретов не доберётся.
Да, на лодке было четыре ядерных торпеды. Скрыть их местонахождение таким образом вполне логично. Или ложные дать, что одно и то же. Но логично только до тех пор, пока в детали не вдаваться.
Дьявол кроется в мелочах – говорят то ли немцы, то ли англичане. Вот некоторые “мелочи”, навскидку.
1. Те же англичане и американцы три дня облёты лодки делали, но координат тоже не знают.
2. Возле лодки крутилось с 9-го по 12-е 5 гражданских судов, два из которых были иностранными, плюс ещё одно – разведчик ВМФ, – координат тоже не записали.
3. О координатах аварии были оповещены все гражданские суда (не говоря уж о кораблях ВМФ) находившиеся в Северной Атлантике – все всё благополучно забыли.
4. К-219, корабль проекта 667А «Навага». Лучше Вас, служившем на этом проекте, никто не знает, сколько там Хиросим с Нагасаками утонуло 6 октября 1986 года. Координаты? Пожалуйста – 31°25′ с. ш. и 54°42′ з. д, и никто никогда их и не скрывал.
5. К-129, подводная лодка проекта 629А, затонувшая 7-8 марта 1968 года. Так там пол лодки и вовсе подняли супостаты вместе с ядерными торпедами. Координаты – без проблем.
6. АПЛ К-8 – единственная, не говоря уж за атомные, ПЛ – координаты аварии которой не оглашаются ни “своими”, ни “чужими”. Несмотря на то, что воспоминаний свидетелей хоть пруд пруди.
7. Подобных “мелочей” много, очень много.
3. Приказ о награждении может быть засекречен из-за того, что в его тексте содержатся детали происшествия, не подлежащие разглашению. Знаю на собственном опыте: 23 февраля 1983 года я был указом Президиума Верховного Совета СССР награждён медалью "За боевые заслуги". Текст этого указа я до сих пор не читал. Устно объявили: "За выполнение специального задания командования"...
А вот здесь Вы попали в самую точку. Вот за это ещё раз Вам спасибо.
Действительно, ухитриться утопить за три дня лодку в окружении своих судов и получить поголовно ордена и медали (а командир и вовсе Героем Советского Союза стал) – это же какие
детали происшествия, не подлежащие разглашению..., должны быть?
А о Вашем спецзадании говорить можно, или нет? Или тоже без срока давности?
Это вопросы риторические и отвечать на них совершенно не обязательно.
Дело ведь в другом. Хоть по христианскому обычаю, хоть по каким другим меркам –
разве это по-людски скрывать место погребения героев? Спустя столько времени. Если, конечно, оно, это место, имеет место быть.
Как мне кажется, это уже вопрос к Вам не только как к военному историку.
С уважением, Александр.